Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Убранство храма – керамическое решение

Автор статьи: Лихолат Константин Викторович
Какие возможности дает создателю церковного интерьера керамика? Как будет выглядеть, например, отлитый из глины аналой? А напольный подсвечник? Вопросы эти не праздные – ведь именно такими работами украсили храм мастерские «Финист», входящие в группу компаний «Паллада». Наш собеседник – директор предприятия, Константин Викторович Лихолат.

Какие возможности дает создателю церковного интерьера керамика? Как будет выглядеть, например, отлитый из глины аналой? А напольный подсвечник? Вопросы эти не праздные – ведь именно такими работами украсили храм мастерские «Финист», входящие в группу компаний «Паллада». Наш собеседник – директор предприятия, Константин Викторович Лихолат. 

- Для храма благоверного князя Александра Невского в г. Москве вы создали целый ряд предметов интерьера, в том числе и такие, которые не часто выполняют из керамики...

- Помимо купола из керамического лемеха, о котором мы уже рассказывали, мастерскими «Финист» были разработаны и изготовлены изразцовые купель и престол, подсвечники и аналои (ил.2) . Примененные нами технологии позволили сделать эти предметы необычными, красочными – и в то же время, гармонично сочетающимися между собой. Подсвечники имеют привычную форму: имеют высокую ножку, поднос с лунками для свечей, но радуют глаз яркостью цвета и свежестью решения. Их нельзя повредить при уборке, поцарапать, так как керамика не боится ни скребков, ни химических или абразивных чистящих средств. Подсвечник спроектирован таким образом, что его не сложно подвинуть, при этом он устойчив – это достигнуто за счет смещенного к низу центра тяжести. Аналои оснащены колесиками, так что их удобно перемещать в нужную часть церковного помещения. (ил.3)

- Чем вы вдохновлялись, создавая такую красоту?

- Да, в конце XIX века. В городе Мариенбад в Чехии, в храме благоверного князя Владимира, можно увидеть керамическую утварь: иконостас, аналои, подсвечники, исполненные мастерскими Матвея Сидоровича Кузнецова по проекту архитектора Николая Никитича Никонова. Иконостас участвовал в выставке 1900 года в Париже и был удостоен там высоких наград. Мы вдохновлялись этим примером – но работали в ином стиле. 

- Похоже, у вас на данный момент самая богатая по разнообразию стилистических решений коллекция церковного убранства из керамики?

- Да. Среди работ Мастерских есть алтарные преграды, выполненные в древнерусском ключе, а также в стилях барокко, классицизм, модерн – представлен практически весь спектр направлений церковного искусства России. Наши иконостасы стоят в Иркутске, Тобольске, на Украине; ведется работа над проектами для Нижегородской епархии, Тувы... 

- Керамическая церковная утварь – это дорого?

- Нет. Например, подсвечник стоит немногим дороже латунного софринского. Если же говорить об утвари, выполненной по индивидуальному эскизу – в керамическом исполнении она обойдется дешевле, нежели в каком-либо ином. Поскольку модельные решения нами уже разработаны, мы можем порадовать и небогатые приходы.  По сравнению с мраморным иконостасом изразцовая алтарная преграда значительно выигрывает в цене: так как составляющие ее элементы повторяются, их можно отливать на одной и той же форме, что удешевляет процесс. Если же сравнивать с деревом, керамика намного практичнее в эксплуатации, поскольку не требует обслуживания: она не рассохнется, с нее не осыплется позолота. Наконец, нами разрабатываются модульные иконостасы – а значит, снижается цена и появляются доступные, практичные, простые в обслуживании и очень красивые алтарные преграды. 

- Вы украшаете не только храмы, но и светские здания?

- Да, делаем изразцовые печи, камины, панно и т.п. Кстати, изразцовая печь – великолепное решение для храма. Наши специалисты создают не только декор, но и само инженерное сооружение. Печь может быть как дровяной, так и газовой. 

- Каковы мощности вашего предприятия?

- Производственные площади на сегодня достигли 4000 квадратных метров. Со времени последнего интервью вашему журналу мы оснастили производство огромными тоннельными печами для непрерывного обжига – оборудование позволяет повысить качество производимой продукции и сократить время, требующееся для ее создания. У нас работают искусствоведы, художники, дизайнеры, технологи и даже археологи. Помимо производственной деятельности, мы ведем исследовательскую работу, результатом которой становится издание научных книг по керамическому искусству. Осенью 2015 года вышло две книги – «Изразцовые печи Зеленогорска» и «Архитектурная керамика Тетеринских мастерских в Нижнем Новогороде и Пензе».

Беседовала Алина Сергейчук