Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Иконостас церкви св. равноап. вел. кн. Владимира. Марианске –Лазне.

Автор статьи: Рябчикова Ольга Васильевна
Князь-Владимировский храм в австрийском Мариенбаде (ныне Марианске-Лазне.Чехия), строился по инициативе русского прихода и настоятеля русской православной церкви в Веймере отца Н. Писаревского. В 1891 году был образован Комитет «По приобретению земли и постройки на ней русского православного храма». Пожертвование сделали великий князь Владимир Александрович, посетивший Мариенбад в 1897г, великая княгиня Вера Константиновна и другие. Более половины необходимой суммы поступило в ноябре 1899 года из специальных средств Министерства императорского двора, по распоряжению Николая II. Вскоре после этого выбрали подходящий участок, который приобрели на имя клира Веймерской церкви при Императорской Российской миссии. Проектирование храма было поручено Н.В. Султанову.

15 апреля 1900г в Париже открылась Всемирная выставка в Париже. Среди прочих отделов русского искусства выделялся павильон Товарищества М.С. Кузнецова, являвшегося безусловным лидером в фарфоровой промышленности Российской Империи, начиная со второй половины XIX века. Крупное производство Товарищества М.С. Кузнецова смогло обеспечить большие объемы архитектурной керамики, выработать необходимый ассортимент,  усовершенствовать конструктивное и художественное решение. На Тверской фабрике Кузнецовых было налажено производство сакральных малых архитектурных форм из фарфора – иконостасов и киотов. Эталонный образец, производимых майоликовых иконостасов, экспонировался на Парижской выставке.

Выставочный образец полностью копировал иконостас по проекту епархиального архитектора Николая Никитича Никонова (1849-1918), изготовленный в 1896г для церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице в городе Санкт-Петербурге. Церковь, в традиционном «русском стиле» была построена в 1890-1897гг для Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы по проекту и под личным наблюдением того же зодчего. К сожалению, в период гонений на православие, убранство храма было безвозвратно утрачено.(1937г). Фотографии иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, опубликованные в каталоге изделий Товарищества М.С. Кузнецова за 1901г и в «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века» Г.В. Барановского 1902г свидетельствует, что единственное отличие двух иконостасов в сюжете икон. Следует обратить внимание: на фотографии с Всемирной выставки иконостас представлен, как иконостас «в Санкт-Петербурге в ц. Покрова Пресвятой Богородицы». Для выставочных целей иконостас в архитектурно-художественном плане был дополнен вертикальными элементами крайних секций, заключающих композицию в своеобразную раму. Натурные исследования, выполненные в православном храме святого Владимира, показали, что размеры двух иконостасов отличаются на ширину данных вставок (в церкви Покрова Пресвятой Богородицы сохранилось место установки утраченного иконостаса). 

Оригинальное решение, высокое качество исполнение иконостаса получило высокую оценку. Выставочный экземпляр был приобретен полковником П.П. Рыковским, старостой храма в Мариенбаде, посетившем выставку, и передан П.П. Рыковским в дар проектируемому в то время Князь Владимирскому храму.
Согласно художественному замыслу русского архитектора Н.В. Султанова, Князь Владимирский храм в Мариенбаде состоял из трехапсидного центрального объема, увенчанного главкой и притвора с колокольней над входом. Противопоставление формы заданного иконостаса и пространства храма помогло зрительно выделить иконостас в интерьере, отделить его от стен и убранства храма.

В архивах Н.В. Султанова в деле « О постройке русской церкви в Мариенбаде 1899-1903г» хранится фотография уже готового майоликового иконостаса с Парижской выставки, на которую он опирался при проектирование храма в Мариенбаде.

Список иллюстраций:

1.Рисунок Ф.О. Шехтеля для оформления павильона Товарищества  М.С.Кузнецова на выставке в Париже 1900г. Фото из фонда М. Золотарева..

2. Рекламная страницы книги "Справочная книга по Московскому городскому Общественному Управлению за 1905г.

3. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на улице Боровая. г. Санкт- Петербург. Архитектор Н.Н. Никонов.

4. Иконостас храма Покрова Пресвятой Богородицы на улице Боровая,52 в. Санкт-Петербурге. «Архитектурная  энциклопедия второй половины XIX века» Г.В. Барановского 1902г.

5. Православный храм Святого Владимира в г. Марианске –Лазне. Арх. Н.В. Султанов

6. Иконостас Православного храма Святого Владимира в г. Мариенбаде. 1900 г. Архитектор иконостаса Н.Н. Никонов.

7. Иконостас Православного храма Святого Владимира в г. Марианске –Лазне. Фотография 2014г.

 Список литературы:

1.Барановский В.Г., Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том 1. М.: АРТ-РОДНИК, 2006.-500сЛихолат, Константин Викторович – директор строительно-реставрационной компании «Паллада», Санкт-Петербург.

2.Галкина Е., Мусина Р., Кузнецовы. Династия. Семейное дело .М., Галерея «Времена года», 2005.-401с

3. Каталог майоликовых каминов, печей, печных изразцов, плиток для облицовок стен, иконостасов и киотов Каталог майоликовых каминов, печей, печных изразцов, плиток для облицовок стен, иконостасов и киотов Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова: Москва, Мясницкая ул., Златоустинский переулок, д. 8/2,1901г.

4.Савельев Ю.Р., «Архитектурное наследие России. Николай   Султанов». М.: Издательский дом Руденцовых 2015г.-323с.

Автор статьи Рябчикова Ольга Васильевна.

 Иконостас церкви