Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Керамические панно гончарного завода Харламова на фасаде Ольгинского детского приюта трудолюбия в Санкт-Петербурге

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: керамические панно на фасаде Ольгинского детского приюта трудолюбия в Санкт-Петербурге. Место производства фасадной керамики: гончарный завод Харламова в Санкт-Петербурге. На Среднем проспекте Васильевского острова в Санкт-Петербурге заметную роль играет здание бывшего детского приюта Св. Ольги (1899-1900 гг. арх. Гейслер М. Ф., Гуслистый Б. Ф.). Центральный фасад дома (илл. 1-2) украшают орнаментальные майоликовые панно, которые условно можно объединить в две группы: первая группа керамических вставок приглушенных тонов располагается в полуовальных нишах под щипцом (илл. 3-7) вторая группа, с цветочным орнаментом более ярких цветов, — над входом (илл. 8-9). В последней группе наиболее заметны частичные утраты красочного слоя глазури (илл. 10-11). Как пишет известный петербургский искусствовед В.А.Фролов, эти изразцовые композиции были выполнены «в мастерской скульптора М.В.Харламова»[1]. Речь идет об одном из старейших в Санкт-Петербурге гончарных предприятий — заводе Харламова. Основанный в 1829 г., как и большинство других гончарных заводов, он располагался в районе Лиговки и Обводного канала (современный адрес: ул. Черняховского, 71 сохранилось здание б. заводоуправления (илл. 12). Унаследовав после смерти родителей предприятие, его владельцем с 1882 г становится выпускник Академии художеств, скульптор М.В.Харламов. В соответствии с актом осмотра санитарного состояния, хранящимся в ЦГИА СПб, в 1885 г. в трех мастерских завода работали от 13 до 18 чел.[2] На заводе были выполнены такие заказы императорского двора, как изразцовый иконостас главного алтаря и наружные изразцы придворного храма Святых Петра и Павла в Петергофе[3] и иконостас для церкви императорского Беловежского дворца[4]. В 1890-е гг. только М.В.Харламов взялся изготовить изразцы для реставрации «плитковых стен» Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге[5]. Шереметевы, Юсуповы, Воронцовы-Дашковы заказывали на заводе многочисленные изразцовые печи для украшения своих дворцов по всей Империи. Как мы уже отмечали в очерке «Петербургская печь в усадьбе Абрамцево», изразцы – полуфабрикаты для последующей росписи закупал и Леопольд Бонафеде, В 1917 г. выпуск подобной продукции по понятным причинам прекращается. Не смог пережить этого и Михаил Васильевич Харламов, скончавшийся в 1918 г.[6]
Изготовленные на заводе Харламова керамические панно, украшающие фасад Ольгинского детского приюта, представляет большой художественный интерес и несомненно является памятником декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности конца ХIХ в. 

1.В.А.Фролов Особенности творческого почерка художника-керамиста П.К.Ваулина.// Петербургская мозаика. Город – династия – культура. СПб., 2006… С. 152
2.ЦГИА СПб, ф. 569, оп. 1, д. 670, л. 5
3.Савельев Ю.Р. Николай Владимирович Султанов. Портрет архитектора эпохи историзма. СПб., 2009. С. 137
4.Там же. С. 1295.Подробнее см.: Кулишева Н.С. История реставрационных работ в здании дворца А.Д.Меншикова // Александр Данилович Меншиков. Первый губернатор и строитель Санкт-Петербурга. Каталог выставки. СПб., 2003. С. 336.Дату смерти установила краевед Н.Н.Осокина. См. Осокина Н.Н. доходный дом М.В.Харламова // Портрет петербургского дома: Сб. /Под ред. О.Н.Косогор. СПб., 2009. С. 356