Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Терракотовая печь на зеленогорской даче

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: терракотовая печь на даче Мюзера в Зеленогорске. Место производства печных изразцов: Ракколаниокский гончарный завод. Основной источник: рекламные прейскуранты Ракколаниокского гончарного завода. К.Лихолат
А.РоденковНа побережье Финского залива, в г. Зеленогорске, среди немногих сохранившихся дачных построек конца XIX — начала ХХ вв. выделяется своим внутренним убранством дача Мюзера (ул. Театральная, 9) (илл. 1, 2). Стоит переступить порог дачи, еще даже не поднявшись по ступенькам лестницы главного входа, как взгляд словно магнитом начинает притягивать проступающая сквозь лучистую решетку печь (илл. 3-4). Обращает на себя внимание насколько органично она вписана в интерьер вестибюля. Декоративная отделка печи выполнена под мраморную облицовку. Роспись и та тщательность, с которой художник имитировал каждое вкрапление, каждую жилку камня, впечатляет (илл. 5-10). Небольшие для такого отопительного прибора швы указывают на то, что топили печь не так много (что лишний раз подчеркивает, что при ее выборе руководствовались, в первую очередь, эстетическими, а не функциональными, свойствами). Тем самым создается целостность росписи, благодаря которой возникает иллюзия печи, высеченной из цельного куска мрамора. Роспись терракотовых печей не была редкостью. Дабы скрыть разноцветность (разброс по цвету) изразцов печи прибегали к различным техникам их декорирования. Печи могли быть выбелены в один цвет, а могли быть дополнительно расписаны по рельефу теми же красками. Со временем, особенно при смене хозяев, печь могла перекрашиваться и принимать другой облик. Но особо сложной отделкой можно считать имитационную выкраску (в нашем случае, под мрамор). Столь интересный прием в декорировании печей и каминов встречается крайне редко. Помимо дачи Мюзера нам известна аналогичная по технике роспись только в Фермерском дворце Петергофа, где недавно специалистами компании «Паллада» реставрировались печи, находящиеся в анфиладах дворца (илл. 11).

 
Возвращаясь к печи в Зеленогорске, следует отметить, что печь была установлена в процессе строительства и внутренней отделки интерьеров дачи и, следовательно, время производства облицовки может быть датировано 90-ми гг. XIX в. Рекламный рисунок печи (илл. 12[2]) помещен в самом раннем из известных прейскурантов Ракколаниоксого гончарного завода. Завод был основан в 1877 г. российским поданным Н. Эрбером (N. Erber) недалеко от Выборга, на высоком правом берегу р. Селезневки (финское название«Ракколаниоки»). Используя находящиеся рядом залежи глины, здесь стали выпускать различные керамические изделия: вазы, кашпо, статуэтки и другие предметы домашнего обихода. Но наибольшую известность завод получил при последующих владельцах благодаря налаженному производству печей и каминов, а точнее, комплектов изразцовых облицовок для них. В 1879 г. в качестве коммерческого представителя завода приступил к деятельности консул Вильгельм Диппель (Wilhelm Dippell), а в 1889 г. завод полностью перешел к нему и его брату — Эдуарду Диппелю (Eduard Dippell ). В 1904 г. предприятие акционировалось — было создано акционерное общество «Ракколаниокский гончарный завод» (Rakkolanjoen Kaakelitehdas,oy). После смерти брата в 1906 г. главным акционером остался Эд. Диппель. В это время Ракколаниокский гончарный завод становится одним из главных поставщиков печных изразцов в Санкт-Петербург, не говоря уже о Выборге и Выборгской губернии. Если в первые десятилетия существования предприятия формы для печных изразцов покупались в Германии, то, с начала ХХ в., как свидетельствуют регулярно выпускавшиеся каталоги-прейскуранты завода, над эскизами печей и каминов стали работать такие известные выборгские архитекторы, как Уно Ульберг, Пааво Уотила, Аксель Гюльден, Алан Шульман. И по сей день многие дома Выборга украшают изразцовые печи всевозможных цветов и оттенков, спроектированные ими. Особо следует подчернуть, что совладелец завода Эд. Диппель одновременно был и дипломированным архитектором ( самая известная его постройка в Выборге – несохранившийся новый кафедральный собор), автором множества проектов заводских печей, в основном в стиле модерн. Как свидетельствуют протоколы собраний акционеров завода, сохранившиеся в Выборгском архиве, после смерти в 1912 г. Эдуарда Диппеля контрольный пакет акций завода перешел к его жене Дагмар Диппель(Dagmar Dippell). Завод прекратил выпуск продукции в 1930 г. Последний по хронологии документ в архивном фонде завода – отчет финансовой ревизии – датируется 8 марта 1931 г. В 1932 г. акционерное общество перестало существовать юридически.
Сохранившаяся в Зеленогорске терракотовая печь – яркий образец продукции завода — ценный памятник декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности конца XIX в. 1. Фотография с сайта terijoki.spb.ru.
2. Hintaluettelo Rakkolanjoen kaakelitehtaan teoksista (место и год издания не указаны). Год поступления в РНБ — 1947. По косвенным признакам: даты на наградных медалях, неакционерная еще форма предприятия — можно назвать предположительно время издания прейскуранта -1888-1890-е гг.


Статья опубликована в журнале«Fireplaces Stoves Камины и печи». № 2 (02) июль-август 2010. С. 52