Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Великий архитектор Антонио Гауди

Автор статьи: Администратор
Сейчас уже никто не будет спорить с тем, что именно Антонио Гауди окончательно определил облик Барселоны, сделал ее узнаваемой и неповторимой. Сегодня мы поговорим о выдающемся создателе грандиозного долгостроя современности — Саграда Фамилия — Антони

Не секрет, что у каждого большого города есть свой архитектурный символ. Париж — Эйфелева башня, Лондон — Биг Бен, Москва — Кремль, Барселона — Саграда Фамилия. Мы настолько привыкли к этим символам, воспринимаем их часто, как оборот речи, не чувствуем никакой эмоциональной и смысловой нагрузки.
Но если мы на минуту подумаем, а почему эти произведения архитектуры стали символами мировых столиц, если сбросим с глаз пелену и начнем как бы с чистого листа… То осознаем простую истину: эти строения гениальны. Да, они могут быть некрасивы и спорны по мнению некоторых критиков, но они однозначно гениальны.
Сегодня мы говорим о выдающемся создателе грандиозного долгостроя современности — Саграда Фамилия — Антонио Гауди.
Сейчас уже никто не будет спорить с тем, что именно Антонио Гауди окончательно определил облик Барселоны, сделал ее узнаваемой и неповторимой.

Каким был Антонио Гауди

Будущий великий архитектор родился 25 июня 1852 году в городе Реусе, недалеко от Барселоны, в семье мастеровых. Интересно, что его предки, строившие котлы любой сложности, делали это без всяких чертежей. Известно, что и Антонио Гауди строил все без чертежей. В 1870 году он поступил в Барселонское архитектурное училище, в 1878 получил диплом и открыл свою архитектурную мастерскую.
Критика творчества Гауди подчеркивали его удивительную способность сочетать в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора. Его строения совершенно ни на что не похожи! Идеальной формой дон Антонио считал куриное яйцо.
Доподлинно известно, что великий архитектор жил очень скромно: носил один и тот же костюм, питался скудно. Но при этом строил потрясающие и роскошные дома.
К слову, в фамилии Гауди, ударный слог — последний. Именно так произносят испанцы. Также на последний слог испанцы ставят ударения в фамилиях других гениев: Пикассо, Миро, Дали...

Декоративность — начало архитектуры

Искусствоведы считают, что на творческий почерк юного Гауди влияние в значительной степени оказали энтузиасты неоготики, декларация которых гласила: Декоративность — начало архитектуры. Но решающим для творчества Гауди считается его знакомство с Эусеби Гуэлем, текстильным магнатом. Известный и богатый Гуэль, мог позволить воплотиться любой своей мечте или даже сну. Это была идеальная почва для самовыражения Гауди.
Для семьи Гуэль архитектор создал проекты павильонов усадьбы неподалеку от Барселоны, знаменитого Парка Гуэль, винных погребов в Гаррафе, а также — часовни и крипты Колонии Гуэль.
В определенный момент Гауди навсегда откажется от прямых линий, исторических стилей, чтобы создать свой собственный неповторимый и такой узнаваемый почерк, ставший визитной карточкой Барселоны.

Дом Мила

Для барселонских буржуа Гауди строил дома один причудливей другого. Архитектор быстро завоевывал популярность.
Особняки, построенные Гауди — будто живое существо, находящееся в постоянном движении, динамике. Например, Дом Мила. В народе за ним закрепилось прозвище La Pedrera, «каменоломня».
Внешне здание напоминает бетонную волну, которая стремиться «залить» тротуар. Еще дом сравнивают со скалой, выросшей посреди улицы. На чердаке этого дома был устроен музей Гауди.
«Каменоломня» — один из знаменитейших домов мира. Сегодня в нем расположился банк и квартиры. До сих пор он принадлежит семейству Мила, для которого его давным-давно построил Гауди. Каждый год члены семьи Мила приезжают в Барселону и фотографируются рядом со своим родовым гнездом.

Парк Гуэль

Сказочный декор домиков у центрального входа в парк Гуэль, делает их скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями. Парадная лестница с фонтанами ведет нас в знаменитый «Зал ста колонн». На нижней площадке лестницы — мозаичный дракон. Средняя площадка украшена медальоном с каталонским флагом и головой змеи. Потолок «Зала ста колонн», имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и причудливой керамической облицовкой. На верхней террасе находится знаменитая скамья, декорированная осколками керамических изразцов, битого стекла и строительных отходов, из которых составлены причудливые коллажи. Интересный факт: чтобы скамья имела удобные анатомические формы сидений, Гауди усаживал своих рабочих на еще сырую глиняную поверхность скамьи.
В парке Гуэль всего лишь два дома. Один из них стал последним жилищем Антонио Гауди. Он жил в маленьком садовом павильоне, занимая одну из скромных комнаток. В доме он только ночевал, все остальное время проводя на стройках.
Теперь в этом домике — один из музеев Гауди. Там собрано множество авторских вещей архитектора, которые он создал для разных проектов.

Искупительный храм Святого Семейства

Самым главным произведением Гауди считается храм Саграда Фамилия, Искупительный храм Святого Семейства. Обычный приходской храм, начали строить еще в 1882 году.
Но как только проект передали Гауди, началась стройка века, длящаяся до сих пор! Здесь были и 112-метровые башни с переходами между ними, экзотические формы внутренних и внешних конструкций, лестницы, как бы вырастающие из стен скульптуры святых, мозаика из венецианского стекла и керамики.
Все деньги, что зарабатывал Антонио Гауди в должности архитектора храма Святого Семейства, он вкладывал в само строительство. Проще говоря, он строил Саграда Фамилия бесплатно, не считая себя в праве брать народные деньги. Как известно, храм строился и строится на пожертвования верующих граждан Барселоны. Экскурсоводы сообщают, что затяжное строительство связано также с тем, что каждый камень, каждый кирпич, каждая деталь — все индивидуальное. Здесь нет ничего типового.
Интересный факт: при проектировании фасада, архитектор постоянно присматривался к прихожанам, он скрупулезно искал подходящие модели для своих скульптур. Гауди полагал, что копирование созданий Всевышнего — это высшая форма восхваления Творца и свидетельство скромности художника.
Известно, что сторож собора Жузеп, умерший впоследствии от алкоголизма, «стал» предателем Иудой. Полнотелый пастух служил моделью Пилата. А встреченный на каком-то базаре гигант, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев.

Порой, Гауди находил моделей среди своих рабочих.
Известно также, что цыплята усыплялись хлороформом, затем их обмазывали жиром, и снимали с них гипсовые формы. Осла связали и подвесили, для удобства снятия форм. Кто-то нашел на стройке мертвую сову, которая стала символом ночи.
Когда Гауди решил как-то раз сделать гипсовую форму с человека в натуральную величину, и тот лишился сознания, великий маэстро, наконец, осознал всю странность своего метода.
Над фасадными скульптурами работали также Матамала, Бускетс и, конечно, Субиракс.
В последние дни перед смертью Гауди переселился из парка Гуэль в Искупительный храм. Занимал он маленькую комнатку, выглядел плохо и ел очень мало. Он был одержим и истово желал скорее завершить работу. Но не случилось...
Гауди не оставил ни одного чертежа и его многочисленным последователям очень трудно достраивать храм.
Многие говорят, что сакрального чувства при нахождении в этом храме не возникает, но дух все равно захватывает. Потрясает осознание того, на что способен человеческий гений, зараженный любовью к Всевышнему.
Находясь в храме, порой, кажется, что так и должно быть: священники, прихожане, туристы и рабочие. Последние переносят с места на место тяжелые камни, занимаются монтажом плитки и внутренних сооружений. Раздается шум дрелей, шлифовальных машин, с улицы слышен гул другой строительной техники… Здесь давно к этому привыкли. Наверное, когда стройка закончится, будет недоставать людей в синей спецовке и оранжевых касках, которые что-то громко друг другу объясняют.

Более подробную информацию о великой стройке можно увидеть на сайте храма Саграда Фамилия
Согласно данным правительства Испании достроить храм удастся не ранее 2026 года.
10 июня 1926 года, в пять часов вечера Антонио Гауди покинул этот бренный мир. Накануне великий архитектор был сбит трамваем и скончался в госпитале от полученных ран.
Барселона — это, пожалуй, единственный город в мире, созданный во всех смыслах одним архитектором. Если бы Гауди не было, то, скорее всего, на побережье Средиземного моря стоял бы красивый, но самый обычный город.

Елена Фокина
Фото автора