Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Керамический декор фасада Миргородской художественно – промышленной школы имени Н.В.Гоголя

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: керамический декор фасада Миргородской художественно — промышленной школы имени Н.В.Гоголя.Место производства керамических панно и картуша: мастерские Миргородской художественно — промышленной школы имени Н.В.Гоголя.

Художественно — промышленная школа им. Н. В. Гоголя в Миргороде Полтавской губернии (ныне Миргородский государственный керамический техникум имени Н. В. Гоголя) была открыта в ноябре 1896 г. на средства Полтавского губернского земства. Здание школы (илл. 1-2) было построено в 1889-1892 гг. по проекту полтавского архитектора О. И. Ширшова [1]. С момента постройки здания в нем начали действовать мастерские во главе с С. И Масленниковым, Н. В. Анненским и И. Д. Панкратовым. Все трое до этого работали на Тверской фабрике Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова [2]. (Интересно отметить, что С. И. Масленников до службы инженером у М. С. Кузнецова сам был владельцем гончарного завода в Вышневолоцком уезде Тверской губернии [3]). Школу не могли открыть еще три года. Наконец в 1896 г. «Положение о школе» утвердили в Министерстве финансов в Санкт-Петербурге. Весь 1896 г. быстрым темпом шло строительство мастерских, каменной ямы для глины, различных хозяйственных построек. Первоначально учебный процесс и технические возможности мастерских обеспечивали возможность обучения 60 учеников.

Перед школой ставилась цель: «образование лиц, умеющих изготовлять гончарные, терракотовые, фаянсовые и фарфоровые изделия» [4]. Согласно утвержденному положению в школу принимали детей разных сословий от 12 лет и старше: обучение было бесплатным. За пять лет ученики школы проходили полный курс наук. Директором школы был назначен уже упоминавшийся выше С. И. Масленников. Он уже с первого года деятельности школы начал принимать заказы на изготовление изразцов для украшения храмов и светских зданий Санкт-Петербурга, возводимых по проектам архитектора Н. Н. Никонова. По его же проекту в школе был изготовлен майоликовый иконостас (1899-1900) для посольской российской православной церкви в Буэнос-Айресе [5]. По словам сотрудников расположенного в керамическом техникуме музея в это же время в мастерских школы были изготовлены и установлены на фасаде здания керамический картуш с нанесенной глазурью датой открытия училища (илл. 3-4) и два майоликовых панно с цветочным орнаментом: слева под аттиком (илл. 5-7) и справа (илл.8-10).

В 1903-1904 гг. директором школы был известный украинский художник О. Г. Сластион (Сластьон). Именно при нем, как сообщал в конце 1903 г. журнал «Керамическое обозрение», " П. К. Ваулин, в продолжении 13 лет заведывавший керамико-художественной мастерской «Абрамцево» А. С. Мамонтовой, в Москве, оставил эту должность и поступил руководителем практических работ керамических мастерских художественно-промышленной школы имени Н. В. Гоголя в Миргороде, Полтавской губ. [6]. Весной 1904 г. директором школы был назначен горный инженер О. А. Кирьяков, с которым отношения у художника-керамиста не сложились. «Не удовлетворившись постановкой учебного дела в Миргородской школе, — писал впоследствии сам П. К. Ваулин, — я представил прямым ее хозяевам план реконструкции. Мой план был отвергнут и я ушел из школы после двух с половиной лет работы» [7]. Интересно отметить, что на гончарно-изразцовом заводе в Кикерино, где с июля 1906 г. начинается следующий этап жизни и творчества П. К. Ваулина (подробнее о мастерских в Кикерино см. очерк "Изразцовая облицовка камина и фриз в Большой столовой особняка В. С. Кочубея в Санкт-Петербурге"), в мае 1907 г. «в числе мастеров … служат пять ученых-рисовальщиков из Миргородской художественной школы-учеников С. И. Масленникова [8].

Впоследствии школа претерпела несколько реорганизаций и переименований [9], но и сегодня работы ее мастеров и учеников продолжают радовать глаз любителей прекрасного.

  1. Володимир Ковган, Вiталiй Ханко. Миргородський державнiй керамiчний технiкум iменi М.Гоголя. Iсторичний нарис. Миргород, 1996. С. 6
  2. Подробнее о Тверской фабрике Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова см. очерк „Печь “Павлин» в петербургском особняке"
  3. Завод С. И. Масленникова просуществовал с 1879 по 1889 год (в 1889 году сгорел). При заводе действовала художественно-промышленная школа. Скульптурную мастерскую возглавлял Н. В. Анненский, рисунки для изделий изготовлял сам С. И. Масленников. См. www.gelos.ru
  4. Отчет о состоянии Миргородской художественно-промышленной школы имени Н. В. Гоголя в г. Миргороде за 1903 г. Полтава, 1904. С.3
  5. Володимир Ковган, Вiталiй Ханко. Указ.соч. C.8
  6. «Керамическое обозрение» 1903, № 10.С.177
  7. Ваулин П. К. «Мое жизнеописание». Рукопись любезно предоставлена автору внучкой Петра Кузьмича – М. П. Петровой.
  8. 8.Ваулин П. К. О положении керамического производства в России«Зодчий», 1907. С.207
  9. О последующей истории Миргородской художественно-промышленной школы см.: Володимир Ковган, Вiталiй Ханко. Указ соч.