Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Камин в мастерской особняка М.П.Боткина в Санкт-Петербурге (Еще одна подписная работа Л.Бонафеде)

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: камин в мастерской особняка М. П. Боткина в Санкт-ПетербургеМесто производства изразцовой облицовки камина: мастерская Л. Бонафеде (Санкт-Петербург)Основной источник: подпись Л. Бонафеде

авторы: Лихолат К. В., Роденков А. И.

Постоянным посетителям сайта имя Леопольда Бонафеде должно быть знакомо. Как уже отмечалось в очерке «Петербургская печь в усадьбе Абрамцево», к сожалению, майоликовых изделий мастерской Л. Бонафеде сохранилось немного. Достаточно сказать, что в Санкт-Петербурге до последнего времени была достоверно известна только одна работа этого мастера — изразцовая печь по проекту арх. А.И. Резанова в Большой столовой дворца в.к. Владимира Александровича на Дворцовой наб., 26 (илл. 1) (сохранилась подпись Бонафеде на лицевой стороне одного из изразцов (илл. 2)). Еще несколько изделий лишь гипотетически считались произведениями мастера. Среди них — камин, облицованный изразцами с изображениями причудливых растений и животных (илл. 3-4), в мансардном помещении особняка известного художника и коллекционера М. П. Боткина. По встречающемуся геометрическому орнаменту в виде плетенки и сочетанию цветов глазури исследователями, в т.ч. и сотрудниками располагающегося в доме музея-института семьи Рерихов, высказывалось предположение об авторстве Л. Бонафеде. Существенное сомнение, которое вызывала эта гипотеза, заключалось в том, что после смерти Л. Бонафеде в 1878 г. мастерская прекратила выпуск керамики и занималась только изготовлением глазурей, а камин был установлен никак не ранее 1883 г., когда по проекту А.К. Бруни был надстроен мансардный этаж. Внести определенность помогла начавшаяся в компании «Паллада» реставрация изразцов. Внимательно осматривая каждый изразец, на тыльной стороне двух из них находим подпись «С.П.Б. Л. Бонафеде. 1874 г.», нанесенную характерным почерком цветными глазурями! (илл. 5-8) Остальные изразцы не отличаются от подписных ни по цветовой тональности примененных глазурей, ни по другим «технологическим» моментам, что позволяет всех их датировать 1874 г. Из чего следует вывод, что данная работа Л. Бонафеде не предназначалась первоначально для особняка на Васильевском острове, купленного и перестроенного М.П.Боткиным лишь в начале 1880-х гг. Как и почему изразцы известного мастера спустя почти десятилетие украсили именно этот дом? Ответ, по мнению авторов, лежит на поверхности. Дело в том, что жена Леопольда Петровича — Луиза (Элоиза) Федоровна — дочь известного художника Федора Антоновича Бруни, бывшего в 1866 1875 гг. заведующим Мозаичным заведением Академии художеств. После смерти мужа она унаследовала «завод по приготовлению гончарной глазури» (так теперь называлась б. гончарная мастерская). А академик архитектуры Александр Константинович Бруни, перестраивавший особняк и заново оформлявший его интерьеры, был двоюродным братом Луизы Бонафеде.

Реставрация особняка продолжается. На очереди две изразцовые печи в т.н. «русско-византийском» стиле. Хочется надеяться, что перечень сохранившихся «истинно художественных произведений из мастерской цветных изразцов художника Л. П. Бонафеде» (именно так о них сказано в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона») будет дополнен.

Статья в сокращенном варианте опубликована в журнале «Fireplaces Stoves Камины и печи». №1(05) февраль-март 2011. С.62.