Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Печи дома-студии А. Галлен-Каллела Калела

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: печи дома-студии А. Галлен-Каллела Калела."

В 8 км к востоку от центра Руовеси, недалеко от местечка Рухала (Ruhala), в пустынной местности на берегу озера Нясиярви (Nasijarvi) расположен дом-студия всемирно известного финского художника А. Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela). В «Калела» («Kalela»), так художник назвал свой дом-мастерскую, в настоящее время расположен музей, а потомки художника, с которыми автор имел честь познакомиться, до сих пор живут в этом месте, в новом деревянном доме, возведенном неподалеку.

Дом-студия (илл. 1) построен в 1894-1895 гг. по собственному проекту художника. Возникает правомерный вопрос: почему в такой глуши построен дом, напоминающий карельскую северную избу, и вдобавок назван именем «Калела»? Дело в том, что А. Галлен-Каллела считается одним из основателей движения «карелианизма». Повышенный интерес к Карелии возник у представителей финской художественной интеллигенции в 1890-е гг. вовсе не случайно. Считалось, что в Карелии сохраняется калевальский уклад жизни, и финское искусство может создаваться лишь на его основе. Туда начинают совершать паломничество финские художники, поэты, архитекторы. Среди диких лесов и озер они пытаются найти темы и идеи для творчества. Как мы уже отмечали в другом месте, одними из первых совершили в 1890 г. путешествие по Русской северной Карелии Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела. Вдохновленный традициями карельской архитектуры амбаров и крестьянских жилищ, художник спроектировал свой дом-мастерскую вплоть до мельчайших деталей, включая интерьеры. На сайте музея сказано, что «Калела» занимает важное место в финской истории искусства в целом. Само здание проложило путь для финского модерна и национальной романтической архитектуры.

А. Галлен-Каллела и его семья жили в «Калела» более десяти лет: во-первых, в 1895-1900 гг, а затем летом 1905 года и вновь с 1915 по 1921 год. Именно здесь художник работает над циклом картин «Калевала» Он ведет здесь подготовительные работы по оформлению финского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 г., за что он получил золотую медаль.

В первые годы жизни и творчества в «Калела» художник активно сотрудничает с заводом «Ирис» (Aktiebolaget «Iris» — «Iris»-Tehdas). Как известно, изделия завода «Ирис» также привлекли внимание в финском павильоне на Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Одно из центральных мест в экспозиции занимала изготовленная на заводе светло-красная кафельная печь по эскизу художника Аксели Галлен-Каллела (илл. 2 [1]). Поэтому не вызывает сомнения, что и печи собственного дома-студии спроектированы, как и все остальные элементы интерьера, самим художником. Интересно отметить, что на глазурованной печи в столовой размещены изделия завода «Ирис», с главными акционерами которого — Луисом Спарре (Louis Sparre) и Альфредом Вильямом Финчем (Alfred William Finch) Аксели дружил и сотрудничал. Можно предположить, что и керамический декор печи в столовой сделан на заводе «Ирис».

В главном помещении дома, мастерской художника привлекает внимание тройная печь-камин (илл. 7-10) с декорированными металлическими печными дверцами (илл. 11-12). Еще одна печь, оштукатуренная и лишенная какого-либо декора (илл. 13-14), расположена в одной из жилых комнат дома.

Печи дома-студии А. Галлен-Каллела «Калела» помимо мемориального значения представляют большой художественный интерес и несомненно являются памятниками декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности конца ХIХ в.

  1. Илл. Из кн.: Marika Hausen, Kirmo Mikkola, Anna-Lisa Amberg, Tytti Valto Eliel Saarinen. Suomen aika. Keuruu, 1990.