Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Майоликовый образ по эскизу К.С.Петрова-Водкина на фасаде церкви Ортопедического института в Санкт-Петербурге

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
«Предмет исследования: керамическое панно ( майоликовый образ) на фасаде церкви Ортопедического института в Санкт-Петербурге/Место производства керамического панно: компания Дультон и Ко»" ("«Doulton & Co»") Лондон. Майоликовый образ «Богоматерь с младенцем» на фасаде церкви Ортопедического института в Александровском парке Санкт- Петербурга (илл. 1-3) знаком, конечно, посетителям сайта. Хорошо известны история его создания и имя автора эскиза. И может не стоило привлекать внимание к этой замечательной работе К.С.Петрова — Водкина, если бы не два обстоятельства. Одно заключается в том, что при описании керамической иконы даже в серьезных, заслуживающих внимания, источниках встречается ряд неточностей, а о другой причине скажем в конце. Так, из публикации в публикацию, из сайта в сайт кочует ошибочное утверждение, что это «первая в Петербурге керамическая композиция, использованная для украшения фасада». Например, в таком солидном издании, как том иллюстрированного аннотированного свода памятников архитектуры и истории Санкт-Петербурга, посвященный памятникам Петроградского района (под редакцией Б.М.Кирикова,2004 г.), содержится положение о майоликовом образе как «о самой ранней в Петербурге момументальной керамической композиции»[1]. Постоянные читатели сайта вряд ли согласятся с таким выводом. В очерке «Э.Я. Кремер — автор керамических панно на здании Главного офицерского собрания в Санкт-Петербурге» автор уже рассказывал о двух керамических панно с изображением двуглавых орлов на фасаде здания Дома офицеров на Литейном пр., изготовленных в 1898 г. Э.Я. Кремером. Еще раньше тем же мастером совместно с учениками были выполнены пять майоликовых момументальных композиций на северном фасаде здания музея училища барона Штиглица, торжественно открытого в 1896 г. Самое интересное заключается в том, что К… С. Петров-Водкин учился в училище барона Штиглица в 1895-1897 гг., т.е., как раз в то время, когда там преподавал майолику Э.Я.Кремер. Поэтому, думается, отнюдь не случайно молодой Петров-Водкин увлекается в эти годы гончарным делом. Как отмечает Е.Н. Селизарова, известная исследовательница биографии художника, навыки, полученные в училище Штиглица, помогли ему через несколько лет в выполнении работы для гончарного завода Н.П. Сорохтина под Москвой[2]. В письме к матери Петров-Водкин, извиняясь за долгое молчание, указывает причину: «Все вечера почти возился с печамилепкой изразцов и колонок разных…Приятно только то, что чувствуешь, что создаешь что-то свое: нарисовал, вот, как желаешь, глядь, по твоему вкусу печь или камин сделали, и сколько таких изразцов по России, может быть, разойдется — и это сделал ты – вот это чувство очень приятно…» (февраль,1900 г.)[3]. Полученные навыки помогли Петрову-Водкину и в работе по созданию в 1903-1904 гг. эскиза образа для церковного фасада Ортопедического института (илл. 4[4]) и наблюдению за переводом его в майолику на известной керамической фабрике Дультона в Лондоне. ( О компании «Дультон» см. очерк «Керамика фирмы «Дультон» в особняке В.С. Кочубея в Санкт-Петербурге») Выбор английской компании был вызван, конечно, не тем обстоятельством, что « в России тогда майолику не делали» (к сожалению, до сих пор бытует и такой миф, который даже не заслуживает опровержения), а наличием постоянно налаженных контактов между этой фирмой и Р.Ф. Мельцером, автором проекта здания Ортопедического института и заказчиком керамической иконы. Фасады строившихся и перестраиваемых Р.Ф. Мельцером особняков в Петербурге: В.С.Кочубея на. Фурштатской ул., вел. кн. Михаила Александровича на Английской наб., В.Э. Бранта на Б. Дворянской ул. неизменно украшались керамикой компании, которой в 1901 г. было предоставлено право именоваться «Королевский Дультон» («Royal Doulton».  
Одним из отличительных достоинств изготовленного майоликового образа явилось то, что глазурями расписывались не стандартные прямоугольные изразцы, а разнородные фигурные куски, повторяющие своими очертаниями наиболее характерные контуры рисунка. Линия, подчеркнутая фигурным швом между плитками, действует на зрителя более впечатляюще, чем линия, обозначенная краской. Однако на основании получаемого эффекта своеобразной «мозаичности» образа некоторые исследователи неправильно называют керамическое панно «мозаикой». Даже в такой капитальной работе, как христианская историко-церковная энциклопедия «Святыни Санкт-Петербурга» ошибочно говорится о «наружной мозаике» на церковном фасаде Ортопедического института[5]. Данная неточность воспроизводится и в электронной энциклопедии Санкт-Петербурга. Перечень блестящих работ петербургских мозаичистов хорошо известен, и, думается, он не обеднеет, если мы не будем включать в него керамическую икону Петрова-Водкина.
Последнее обстоятельство, побудившее автора привлечь внимание к майоликовому образу на Петроградской стороне, заключается во все более ухудшающемся состоянии иконы. У здания теперь новые хозяева, со времени последней реставрации прошло уже немало лет, и при рассмотрении с приближением сразу бросаются в глаза многочисленные сколы и утраты красочного слоя глазури (илл. 5-6). Арсенал средств современных реставраторов позволяет остановить процесс разрушения и вернуть первозданный облик иконе. Пусть это будет своеобразной данью памяти и мастерам, строившим и украшавшим здание Ортопедического института, и последней императрице, на чьи средства осуществлялась постройка.

 

1.Кириков Б.М., Платонов П.В., Веснина Н.Н. Ортопедический институт // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район. СПб., 2006. С.338
2.См.: Селизарова Е.Н. Петров-Водкин в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. СПб., 1993. С. 39
3.Цит. с сайта www.radmuseumart.ru
4.Фотография с сайта www.radmuseumart.ru
5. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Христианская историко-церковная энциклопедия. СПб., 2003. С. 245

Сокращенный вариант статьи опубликован в в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 от 26 ноября 2010 г.

ИллюстрацияИллюстрацияИллюстрация
ИллюстрацияИллюстрацияИллюстрация