Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Печь по эскизу М.Месмахера в Аничковом дворце Санкт-Петербурга

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: майоликовая печь в Аничковом дворце Санкт-Петербурга.Место производства: росписи — Центральное училище технического рисования барона Штиглица изразца-полуфабриката — гончарный завод Харламова в Санкт-Петербурге.Литература: В. Как известно, интерьеры Аничкова дворца, переданного в 1935 году под Дворец пионеров, по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского подверглись довольно серьезной переделке. За некоторым исключением, она почти не затронула интерьеры, имевшие художественную отделку и созданные лучшими петербургскими архитекторами.Одним из них был М.Е.Месмахер, по проекту которого в 1886 году, согласно пожеланиям императора Александра III и его супруги Марии Федоровны, заново отделывались личные комнаты Их Величеств в верхнем этаже дворца. Все детали интерьеров: мебель, лепнина, бронза и т.д. выполнялись по рисункам талантливого зодчего. Являясь директором Центрального училища технического рисования барона Штиглица, он привлекает к работам во дворце своих учеников. Как вспоминала одна из воспитанниц училища, ставшая впоследствии его женой, Варвара Андре, «Месмахер внутреннюю отделку своих построек поручал ученикам, давая им заработки и в то же время хорошую практику в различных областях прикладного искусства».[1] Не является исключением и главное украшение будуара императрицы — расписанная по эскизу М.Е.Месмахера изразцовая печь (илл. 1-5). Побывав в конце 1886 г. на ежегодной выставке ученических работ, В.В.Стасов восторженно отмечал: «Лучшее, чем отличалась в нынешнем году выставка Штиглицевской школы, это майоликами. Таких превосходных образчиков, как нынче, она еще прежде не представляла», называя, в первую очередь, «изразцы для печи в Аничковском дворце» и перечисляя фамилии расписавших их учеников, «работали: Степанова, Борисова, Ободовская, Петерсон, Бабенчиков и Поземский»[2].    Узнав имя авторов росписи на печи, интерес представляет еще и ответ на вопрос, а где были изготовлены сами печные изразцы? Его нашли в архивах историки строительства дворца Н.Н.Демичева и В.И.Аксельрод: гончарный завод Харламова [3]. (О гончарном заводе Харламова см. очерк "Керамические панно гончарного завода Харламова на фасаде Ольгинского детского приюта трудолюбия в Санкт-Петербурге". Дело в том, что собственная керамическая мастерская с горнами появилась в Центральном училище технического рисования барона Штиглица только в 1903 г., а до этого изразцы–полуфабрикат для последующей росписи и обжига в муфельных печах училища закупались у гончарных заводов Санкт-Петербурга, включая завод Харламова. Так, именно завод Харламова в 1889-1895 гг. наряду с заводом Турчаниновой поставлял изразцы для их дальнейшего применения в украшении музея училища.Печь по эскизу М.Месмахера, несмотря на переделанную в советское время топочную часть, представляет большой художественный интерес и несомненно является памятником декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности конца ХIХ в. 1.Личный архив А.Г.Кондиайн (Ариадна Готфридовна Кондиайн – вдова О.А.Кондиайна, внука М.Е.Месмахера и В.А.Андре).
2.В.В.Стасов Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания Т. 1. М., 1952. С. 15
3.См. Дворец нашего детства. СПб, 2007. С. 50Статья под названием "Печь в будуаре императрицы. Работа Максимилиана Месмахера и его учеников в стороне от экскурсионных маршрутов" опубликована в газете «Санкт-Петербургские Ведомости», выпуск № 062 от 09.04.2010.