Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Керамический декор фасада доходного дома П.Т.Бадаева в Санкт-Петербурге

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
«Предмет исследования: керамический декор фасада доходного дома П.Т.Бадаева в Санкт-Петербурге Место производства керамического декора фасада: художественно-керамическое производство Гельдвейн — Ваулин». Основной источник: рекламный каталог Худож Как отмечает известный исследователь архитектуры Санкт-Петербурга Б.М.Кириков, "дом Бадаева (илл. 1) — одно из первых, если не самое раннее в Петербурге сооружение декорированное майоликой"[1]. Об изготовителе майолики можно узнать из рекламного каталога «Художественно-керамическое производство Гельдвейн-Ваулин». В «Обзоре работ Кикеринских мастерских», написанном известным художником-керамистом Петром Кузьмичом Ваулиным, сказано: «Из бесчисленного множества мелких работ, исполненных для доходных домов как в Петербурге, так и в провинциальных городах, заслуживает внимания дом г. Бадаева, построенный по проекту В.А. Косякова. Здесь майолика нашла себе применение как для наружных фасадов, так и для внутренней отделки вестибюлей»[2]. О художественно-керамическом производстве «Гельдвейн – Ваулин», основанном в 1906 г. в Кикерино (Губаницкая волость Петергофского уезда) Санкт-Петербургской губернии, мы уже подробно говорили в очерке «Изразцовая облицовка камина и фриз в Большой столовой особняка В.С. Кочубея в Санкт-Петербурге». С учетом того, что на городском конкурсе фасадов наследнице заказчика А.В.Бадаевой и зодчему Вас. А. Косякову была присуждена серебряная медаль в 1907 г., керамический декор фасада дома Бадаева – это вообще один из первых заказов, исполненных в Кикеринских мастерских.Рассмотрим поближе майоликовые панно и плитки на фасаде (илл. 3-13). Известно, что эскизы декоративного убранства фасада выполняли архитектор Георгий Косяков и архитектор и художник-акварелист Никаз Подбереский. Скорее всего, среди них и следует искать автора рисунков майоликовых панно.
Кроме того, как отмечает П.К.Ваулин, «в этом доме впервые была применена облицовка металлизированными плитками»[3]. Эти плитки с люстром (илл. 14-16), — оценивает художник-керамист свою работу – «отливают металлическим блеском и, несмотря на всю яркость игры, вполне гармонируют с общим серым тоном гладких фасадных плоскостей»[4]. Мы можем и по прошествии ста лет вполне согласиться с оценкой, данной автором своей работе.

 
1.Кириков Б. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб., 2003. С.319
2.Художественно-керамическое производство Гельдвейн-Ваулин. СПб., б.г. С. XXIV
3.Там же
4.Там же