Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Яркий образец финского национального романтизма

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
«Предмет исследования: изразцовая печь в бывшем доходном доме страхового общества Россия» в Санкт-Петербурге.Место производства печных изразцов: Финляндский завод «Або». Турку. Основной источник: Рекламный каталог Контора и выставка изразцовых

Рубеж XIX и XX веков в декоративно-прикладном искусстве и художественной промышленности Финляндии был временем активных поисков национальной специфики. Вдохновение искали в истоках, в обращении к темам и образам Калевалы, в т.н. «кареалианизме». Традиционные изобразительные мотивы — солярные знаки, птицы, рыбы, антропоморфные и растительные детали орнаментации, общие для древних славян и финно-угров, стали объектом художественной стилизации. Одним из наиболее ярких представителей этого направления в области проектирования печей и каминов являлся архитектор Вильхо Пенттиля (Vilho Penttil) (1868-1918). Среди эскизов, разработанных им для финляндского завода «Або»[1], нельзя не отметить модель под № 181 (илл. 1)[2]. Автору статьи удалось выявить печь, облицованную в соответствии с этим проектом Вильхо Пенттиля, в бывшем доходном доме страхового общества «Россия» в Санкт-Петербурге[3] (илл. 2). В рельефном декоре печи особенно выделяются растительный орнамент (илл. 3) и изображения мистических животных (илл. 4-5), столь характерные для финского национального романтизма. Не менее выразительны эти «зверушки» в другом цветовом варианте этой печи, встреченной автором в Средней Финляндии (г. Ювяскюля) (илл. 6).

 

Интересно отметить, что в 1895-1907 гг. Вильхо Пенттиля был редактором «Финской промышленной газеты» (Suomen Teollisuuslehti) – одного из решающих каналов распространения и формирования идей финской национальной идентичности. В 1902 г. впервые на финском языке стало выходить специальное приложение к газете, посвященное художественной промышленности, под именем «Искусство дома» («Кotitaide»), редактором которого был также Вильхо Пенттиля. В первом же номере приложения, основное содержание которого составили вопросы стилистики декора печей и каминов, была статья художника, основателя керамического завода «Ириc» в Порво (Porvoo) Луиса Спарре (Louis Sparre) «Немного о кафельных печах» («Vhn kaakeliuuneista»). Л. Спарре выступил против заимствованного у немцев «югендстиля» в декоре печей и каминов и поместил иллюстрации трех новых печей, спроектированных одним из основоположников финского национального романтизма Эл. Саариненом (El. Saarinen)[4].

Возвращаясь к печи, спроектированной самим Вильхо Пенттиля, следует сказать, что она демонстрирует нам еще одну сторону многогранной деятельности этого архитектора и несомненно является памятником декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности начала ХХ в.



1.О заводе «Або» см.: Роденков А. Каминная печь по проекту Пауля Обста в музее- квартире Н.А.Некрасова // КАМИНЫ И ПЕЧИ [индустрия], апрель — май 2009, № 4 (04). С. 36-37
2.Контора и выставка изразцовых печей акционерного общества «Або». Або, 1907
3.Современный адрес: ул. Б.Морская, 35
4.См.: Helena Soiri-Snellman. TURUN KAAKELIN KAKLUUNIT. Turun kaakelitehtaan uunimallit vuosina 1874 — 1954. Turun maakuntamuseo. 2003. S.83

Статья опубликована в журнале «КАМИНЫ И ПЕЧИ» [индустрия], сентябрь-октябрь 2009, № 6 (06). С. 56-57