Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Изразцовая облицовка камина и фриз в Большой столовой особняка В.С. Кочубея в Санкт-Петербурге

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
«Предмет исследования: Изразцовая облицовка камина и фриз в особняке В.С. Кочубея в Санкт-Петербурге.Место производства облицовки камина и изразцового фриза: Художественно-керамическое производство Гельдвейн — Ваулин»".Основной источник: фонд фабрик" В 2008 г. фирма «Паллада» участвовала в реставрации особняка В.С.Кочубея в Санкт-Петербурге (илл. 1). Среди множества изделий из керамики, украшающих как экстерьеры, так и интерьеры здания, особо следует выделить изразцы для камина (илл.2-10) и изразцовый фриз в Большой столовой. Как сообщает М.Н.Микишатьев, по сохранившимся архивным документам фонда фирмы «Ф.Мельцер», через которую проходила закупка в т.ч. и керамических изделий для особняка В.С.Кочубея, установлено, что поливная керамика для отделки Большой столовой была исполнена мастерскими «Художественно-керамическое производство Гельдвейн-Ваулин».[1]
«Художественно-керамическое производство „Гельдвейн — Ваулин“, основано в 1906 г. в Кикерино (Губаницкая волость Петергофского уезда) Санкт-Петербургской губернии. Согласно данным за 1912 г. предприятие, на котором было занято 30 рабочих, в год выпускало изразцов, черепицы и фаянсовых изделий на сумму 26.880 руб.[2] Вкратце история предприятия выглядит следующим образом.
В 1900 г. Ф.П. фон Лилиенфельд-Тоаль на принадлежащих ему землях в Кикерино построил Балтийский гончарно-изразцовый завод. В июле 1906 г. П.К. Ваулин вместе со своим компаньоном, почётным гражданином Осипом Осиповичем Гельдвейном, занимавшимся финансовой стороной предприятия, взял завод Лилиенфельд-Тоаля в аренду, а впоследствии и выкупил его. Спустя год, 20 мая 1907 г. группа членов Общества архитекторов – художников побывала на новом производстве, и один из посетителей оставил записи, дающие живое представление о Кикеринском заводе: „Во время осмотра завод работал, что дало возможность проследить все операции в действии. Добыча глины производится тут же, возле завода. Глина вымачивается летом на открытом воздухе, а зимой в особом бараке, где установлен нефтяной двигатель, приводящий в действие фильтр-пресс в 5 атмосфер, дробилку, глиномятку и ленточный пресс, на котором вальцуется кровельная плоская черепица. В другом бараке имеется ручной пресс для формовки стенных плиток, и формуются вручную печные изразцы. Там же ведутся прирезка, раскраска, поливка и обжиг. Глазурь и все сорта красок (за исключением золотой эмали, приобретаемой на Мейсенском заводе в Германии) изготовляются заводом. Гамма тонов подбирается в особой камере элементы, входящие в состав каждой краски, плавятся в особой печи и затем обращаются в порошок. Над раскраской работают мастера, окончившие Миргородскую школу“.[3]   

 

Первоначально находившаяся на Гороховой ул. (д.4), контора Кикеринской мастерской, производившей „художественную майолику для внутренней отделки и облицовки фасадов, панно, иконы, иконостасы, камины, печи, металлизированные вазы, плитки, вставки и проч.“, позднее разместилась на набережной Адмиралтейского канала (д.29) (илл. 10[4]), а в 1913 г. переехала в здание на Благовещенской пл., 3. Начавшаяся Первая мировая война внесла свои коррективы в деятельность художественно-керамического производства „Гельдвейн – Ваулин“ — с 1915 года там начинается сборка и набивка снарядов. В конце следующего, 1916 г., на производстве происходит пожар, уничтоживший оборудование и архив, а в июне 1917 года предприятие окончательно закрылось.
Изразцы для камина и фриза Большой столовой особняка В.С.Кочубея изготовлены в начале 1910-х гг. – периода расцвета Кикеринских мастерских. Они представляют большой художественный интерес и несомненно являются памятниками декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности начала ХХ в.


 1.Микишатьев М.Н. Вокруг Литейного. Прогулки по Литейной части. М., 2008. С.400
2.Список фабрик и заводов Российской империи. Ч.I. СПб., 1912. С.302.
3.Зодчий, 1907, №21. С.218.
4.Ежегодник Общества архитекторов – художников. Вып.5. СПб., 1910. С.XIX