Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Камин в парадной столовой Массандровского дворца

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: изразцовая облицовка камина в парадной столовой Массандровского дворца.Автор майолики: Э.Я. Кремер. Основной источник: Отчет о состоянии и деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица и его отделен Лихолат К.
Роденков А.


Массандровский дворец императора Александра III (илл. 1-4), расположенный в Крыму, в Верхней Массандре (в 5 км от центра г. Ялты), до 1992 г. был закрыт для посещения. Теперь здесь музей, и любой посетитель может ознакомиться с прекрасным внутренним убранством дворца. Среди дворцовых интерьеров, выполненных по проекту талантливого зодчего М. Е. Месмахера, одно из самых интересных помещений — парадная столовая с огромным, во всю стену, камином (илл. 5). Камин, как доминанта столовой, подчеркивающая викторианский стиль оформления всего дворца, в целом выполнен традиционно. Верхняя дымосборная часть камина увенчана деревянным резным фронтоном. Каминная решетка, зольный ящик и козырек исполнены из латуни (илл. 6-7 ) В прекрасном состоянии сохранилась плоскость между деревянной облицовкой и мраморным кантом топки, облицованная майоликовыми изразцами (илл. 8). Расписной изразец, выполненный в технике подглазурной росписи, имеет трафаретный узор. Столь красивая ручная работа узорчатого кафеля была еще и стойкой к износу и могла легко мыться, что очень практично при возможном оседании на ней сажи. О великолепном мастерстве изготовления изразцов свидетельствуют практически невидимые швы, что еще больше подчеркивает целостность расписного орнамента. Художник по керамике прекрасно владел техникой работы с цветными глазурями и нанесения толщины слоев. На центральном цветочном элементе росписи (илл. 9-10) заметна многослойность глазури, что создает эффект глубокого рельефа. Хорошо подобранные между собой глазури не смешиваются, и темная отводка подчеркивает четкие границы трафаретного узора.

 

  
Из «Отчета о состоянии и деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица и его отделений за 1897-98 уч.год» следует, что изразцы для камина и вестибюля во дворце Е.И.Величества в Верхней Массандре (в Крыму) выполнены преподавателем класса майолики Э.Я.Кремером[1] (о Кремере см. очерк «Э.Я. Кремер — автор керамических панно на здании Главного офицерского собрания в Санкт-Петербурге»)[2]. Из архивных документов следует, что Эмиль Кремер, сын фабриканта-колониста Царскосельской мануфактурной колонии Фриденталь Якова Кремера, родился 25 июня 1863 г. Окончив в 1881 г. курс Санкт-Петербургского Владимирского городского училища, Эмиль Кремер поступил в число учеников Центрального училища технического рисования барона Штиглица. М. Месмахер — один из первых архитекторов в России, кто стал широко применять майолику в декоре зданий и интерьеров, был как раз в это время директором училища. Открыв в числе других специальный класс майолики, он создал целую школу мастеров керамики.
Эмиль Кремер был одним из самых талантливых учеников училища. Уже во время учебы его работы отличались выразительностью рисунка, интересным композиционным и цветовым решением. С 1890 года он преподает живопись майолик в училища барона Штиглица. Воспитание учеников Кремер успешно совмещал с активной творческой деятельностью, выполняя работы по керамике как по эскизам Месмахера, включая работы в Массандровском дворце, так и по собственным проектам.
Не прерывая работу в училище, Э. Кремер в 1901 г. принял приглашение возглавить художественную часть, т.н. «живописную палату», на Императорском фарфоровом заводе, где им в 1904 г. был разработан по заказу императрицы Александры Федоровны проект Царскосельского пурпурового сервиза. предназначенный для Царскосельского дворца и насчитывавший 1690 предметов!
Напряженная работа на нескольких участках серьезно подорвала здоровье художника. В марте 1907 г. Э.Я.Кремер «ввиду тяжелой, неизлечимой болезни», был на один год освобожден от занятий в училище с сохранением содержания, а через год уволен от службы с полной пенсией. В последующее время он живет в родном доме в Царском Селе. После 1917 г. сведения о нем отсутствуют. Но пусть всегда напоминают о нем прекрасные изразцы в Массандровском дворце!

 1.Отчет о состоянии и деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица и его отделений за 1897-98 уч.год. СПб., 1899. С. 18
2.См. также: Роденков А. Мастер майолики «Санкт-Петербургские Ведомости» выпуск № 020 от 05.02.2010.

Статья опубликована в журнале " Fireplaces & Stoves Камины и печи" (в № 1 (01) май-апрель 2010. С. 55