Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Изразцы вестибюля Массандровского дворца

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: изразцовые панно в вестибюле Массандровского дворца императора Александра III.Автор майолик: Э.Я. Кремер. Основной источник: Отчет о состоянии и деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица и его о В «Отчете о состоянии и деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица и его отделений за 1897-98 уч. год» говорится о том, что преподаватель класса майолики Э.Я.Кремер[1] исполнил среди прочего «изразцы для камина и вестибюля во дворце Е.И.Величества в Верхней Массандре (в Крыму)»[2]. Изразцовая облицовка камина рассмотрена нами в очерке "Камин в парадной столовой Массандровского дворца". Но значительно большей по объёму предстает выполненная Э.Я.Кремером работа по облицовке вестибюля дворца. Интерьеры дворца, включая вестибюль, были спроектированы одним из учителей и наставников Э.Я.Кремера, первым директором Центрального училища технического рисования барона Штиглица, архитектором М.Е.Месмахером. Как пишет исследовательница истории строительства Массандровского дворца А.П.Пальчикова, важнейшим достоинством интерьеров дворца «является гармоническое соответствие между назначением помещения и его художественным обликом» [3]. Это в полной мере относится и к вестибюлю. Для того, чтобы подчеркнуть назначение дворца как места летнего отдыха, М.Е.Месмахер вместо традиционных деревянных панелей предложил облицевать нижнюю часть стен изразцами, расписанными в холодных голубых тонах. С этой работой блестяще справился Э.Я.Кремер.
Центральная и боковые части вестибюля украшены керамическими панно со стилизованным орнаментом (илл.1-8) с включением панно с четырьмя повторяющимися типами расписных букетов разнообразных цветов (илл. 9- 12).
Изразцовые панно вестибюля Массандровского дворца представляют большой художественный интерес и несомненно являются замечательным памятником декоративно-прикладного искусства конца XIX в.


1.Краткую биографию Э.Я.Кремера см. в очерке "Камин в парадной столовой Массандровского дворца". См. также: Роденков А. Мастер майолики «Санкт-Петербургские Ведомости» выпуск № 020 от 05.02.2010.
2.Отчет о состоянии и деятельности Центрального училища технического рисования барона Штиглица и его отделений за 1897-98 уч.год. СПб., 1899. С. 18
3.Пальчикова А.П. Массандра. Дворец.Парк.Усадьба.Очерк-путеводитель. Симферополь, 2003. С. 80