Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Печи и камины в доме командующего войсками Казанского военного округа

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: Печи и камины в доме командующего войсками Казанского военного округа. Одно из красивейших зданий Казани — дом командующего войсками Казанского военного округа (ул. К.Маркса, 64/29 ныне – Государственный музей изобразительных искусств РТ) (илл. 1-3). Автором проекта здания, построенного в 1906 г., принято считать Ф.Р. Амлонга[1], но, как сообщил пишущему эти строки, известный казанский краевед Сергей Павлович Саначин, автором декоративных архитектурных деталей на фасаде и внутренней отделки является мастер лепных и модельных работ Михаил Александрович Густов. В свою очередь, сам же создатель этих «деталей» разрешает давние гадания вокруг этого здания, называя не Ф.Амлонга, а Карла Людвиговича Мюфке «наблюдателем за работами», и, следовательно, архитектором-строителем. Последнее очевидно, поскольку К.Мюфке не состоял ни в Строительном отделении Губернского правления, ни в Городской управе, именно архитекторам которых в особых случаях — отсутствия или недопущения к строительству авторов проекта — и поручалось наблюдение за строительством"[2].
Внутренние помещения дома украшает целый ансамбль изразцовых печей и каминов, большая часть которых облицована, изразцами, произведенными вероятнее всего (точный ответ могут дать только клейма на тыльной стороне изразцов) на заводе «Або» (&Aringbo kakelfabriks aktiebolag (AKF) — Turun kaakelitehdas (TKT). Это, во-первых, две каминные печи (топки заделаны изразцами позднее) (илл. 4-5) с рельефным декором в стиле неоренессанс 9илл. 6-8). При с сравнении с рекламным эскизом № 96 (илл. 9[3]) из прейскуранта завода «Або» заметно отсутствие у «казанских» печей навершия. Автор монографии по истории завода «Або»TURUN KAAKELIN KAKLUUNIT. Turun kaakelitehtaan uunimallit vuosina 1874 — 1954" Helena Soiri-Snellman по документам, сохранившимся в архиве предприятия, установила, что формы для этой и ряда других заводских моделей были закуплены в Германии. В главе книги, посвященной немецким партнерам завода «Або», исследовательница пишет о том, что в XIX в. существовала широкая практика заказывать модели кафельных печей в Германии, потому что там было много предприятий, специализирующихся на выпуске таких печей, и там же были скульпторы, художники и формовщики, которые разрабатывали для них модели. На регулярно устраиваемых выставках, усердно посещаемых финнами, представители немецких заводов предлагали к продаже множество вариантов моделей печей. В 1890-е гг. пользовались популярностью модели с богатым декором, а для них формы должны были выполняться очень квалифицированными мастерами. Легче было заказать готовые формы, чем путем проб и ошибок на своем предприятии создавать их самим. Helena Soiri-Snellman выяснила, что в 1890-х гг. одним из немецких партнеров завода «Або» был Пауль Обст (Paul Obst)[4]. Пауль Обст был художником, скульптором и дизайнером. (Подробнее о художнике см. статью «Каминная печь по проекту П.Обста в музее-квартире Н.А.Некрасова»). Helena Soiri-Snellman насчитала 18 моделей по проекту Пауля Обста, в т.ч. и модель 96 из прейскурантов завода «Або»[5]. Вариантами этой же модели по проекту П.Обста являются еще две печи (илл. 10-11), украшающие один из залов музея.
В Германии же были спроектированы и другие печи, облицованные предположительно изразцами завода «Або», представленные в музее. Это печь (илл. 12-15) (топка заделана изразцами позднее) в соответствии с моделью № 103 (илл. 16[6]) и печь (илл. 17-19), соответствующая модели № 125 (илл. 20[7]).

 

  
1.Список памятников истории и культуры Республики Татарстан, находящихся на государственной охране // Изучение, охрана, реставрация и использование недвижимых памятников истории и культуры в Республике Татарстан. Информационный сборник, выпуски №№ 2, 3 Казань, 2001. С. 70
2.Сергей Саначин. Журнальный вариант сообщения на Международной научной конференции «Николай Фешин и художественная культура XX века» (ГНМИИ РТ, 24.11.2006.)
3. bo Kakelfabriks Aktiebolag. Priskurant &oumlfver kakelugnar 1894. bo, 1894
4. Helena Soiri-Snellman. TURUN KAAKELIN KAKLUUNIT. Turun kaakelitehtaan uunimallit vuosina 1874 — 1954. Turun maakuntamuseo. 2003. S.58.
5. Там же, S.64
6. bo Kakelfabriks Aktiebolag. Priskurant fver kakelugnar 1906. bo, 1906.
7. bo Kakelfabriks Aktiebolags. bo, 1896.
8. Там же