Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Э.Я. Кремер - автор керамических панно на здании Главного офицерского собрания в Санкт-Петербурге

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: керамические панно на здании Главного офицерского собрания в Санкт-Петербурге.Автор майолики: Э.Я. Кремер.Основной источник: подпись автора на панно. Многие петербуржцы наверняка обратили внимание на обновленные сравнительно недавно фасады Окружного Дома офицеров (бывшего Главного офицерского собрания). Особенно заметны изменения на стороне здания, обращенной к Литейному проспекту, вновь во всей своей красе предстали два керамических панно с изображением двухглавых орлов (илл.1, 2) Панно, закрашенные краской в советский период, и потому считавшиеся безвозвратно утраченными, были расчищены специалистами фирмы «Паллада» с воссозданием утрат на керамических плитках оригинальными материалами по специальной методике «холодной» реставрации (илл.3-6). В ходе работ реставраторами на правом панно была обнаружена подпись «Э.Я.Кремеръ. С.П.Б.98.»! Имя этого замечательного художника, расписывавшего панно, вы не найдете в «Энциклопедии Санкт-Петербурга». Лишь в немногих изданиях содержатся крайне скупые сведения о нем, неизвестен до сих пор даже год его смерти. Попытаемся частично восполнить этот пробел.

 


Эмиль Кремер был одним из самых талантливых учеников училища. Уже во время учебы его работы отличались выразительностью рисунка, интересным композиционным и цветовым решением. О выставке работ учащихся в декабре 1886 г. года Стасов писал: «Лучшее, чем отличалась в нынешнем году выставка Штиглицевской школы, это майоликами», особенно выделяя изразцы для облицовки каминов во дворце великого князя Владимира Александровича (ныне — Дом ученых), в изготовлении которых принимал участие и Кремер. По отличном окончании полного курса училища в 1887 году Кремер был признан достойным звания ученого рисовальщика и командирован в числе нескольких лучших выпускников, среди которых и уже знакомая нам Варвара Андре -будущая жена Месмахера, за границу на 3 года для «усовершенствования в композиции художественно-промышленных предметов и изучения керамики». По возвращении из пенсионерской поездки он в 1890 году становится преподавателем живописи майолик училища барона Штиглица. Воспитание учеников он успешно совмещал с активной творческой деятельностью, выполняя работы по керамике как по эскизам Месмахера (чего стоит один только великолепный изразцовый декор залов в музее училища!), так и по собственным проектам. Так, например, в 1897/98 учебном году Кремер исполнил майоликовые украшения на фасадах уже известного нам Главного офицерского собрания, храма СПб подворья Киево-Печерской лавры (в настоящее время Успенское подворье Оптиной пустыни, майолики хорошо сохранились), Евангелической богадельни в Лесном ( как сообщают В.В.Антонов и А.В.Кобак, находилась на углу Лесной ул. и Институтского пер.), изготовил изразцы для камина и вестибюля во дворце Е.И.В. в Верхней Массандре, которые и сейчас привлекают внимание посетителей расположенного здесь музея. Полученное от этих и других частных заказов вознаграждение позволило тридцатипятилетнему Эмилю устроить личную жизнь: 1 ноября 1898 г. он сочетался первым браком на девице Надежде Николаевне Кошелевой, которая была моложе его на три года. Отец невесты — Николай Андреевич Кошелев — академик, профессор живописи, принимавший участие в росписи храмов Христа Спасителя и Спаса на Крови, с 1883 г., также как и его зять, преподаватель училища барона Штиглица. В справочнике «Весь Петербург на 1900 г.» указан домашний адрес четы Кремеров – Лиговский пр., 162. Этот далеко не самый престижный по тем временам адрес свидетельствует о достаточно скромном образе жизни молодых супругов.

В связи с намерением открыть при классе майолики и живописи по фарфору училища барона Штиглица керамическую мастерскую Эмиль Кремер в каникулярное время 1901 г. был командирован за границу " для обозрения керамических школ, фабрик и заводов". А уже летом 1902 г., как сообщал журнал «Керамическое обозрение», преподавателем Э.Я. Кремером почти закончено устройство керамической мастерской при училище имени барона Штиглица по образцу мастерских, находящихся в Дании и Богемии. Не прерывая работу в училище, Э. Кремер в 1902 г. принял приглашение возглавить художественную часть, т.н. «живописную палату», на Императорском фарфоровом заводе. Глубоко символично на мой взгляд, что именно под его — уроженца Царского Села — руководством в 1904 г. был разработан по заказу императрицы Александры Федоровны проект Царскосельского пурпурового сервиза. Как сообщает известная исследовательница русского императорского фарфора, рано, к сожалению, ушедшая из жизни Т.В. Кудрявцева, этот последний парадный сервиз ИФЗ, предназначенный для Царскосельского дворца, насчитывал 1690 предметов!

Напряженная работа на нескольких участках видимо серьезно подорвала здоровье художника. В марте 1907 г. Э.Я.Кремер «ввиду тяжелой, неизлечимой болезни», был на один год освобожден от занятий в училище с сохранением содержания, а через год уволен от службы с полной пенсией. В указанное время он живет в родном доме в Царском Селе, Колония Фриденталь, 2 На этом сведения о Кремере обрываются. Вместо года смерти в литературе указывается «после 1908 г.». Автор этих строк попытался прояснить дальнейшую судьбу художника. В справочнике «Весь Петербург на 1909 г.» имя Э, Я.Кремера, в отличие от предыдущих лет, впервые не упоминается. Отсутствуют сведения о нем и в 1910 г. Помня фразу из личного дела о «неизлечимости» болезни, начинаю просматривать списки захоронений кладбищ Санкт-Петербурга и Царского Села, в первую очередь, лютеранских. Но и здесь поиск оказался безрезультатным. Опять возвращаюсь к алфавитным указателям жителей. В 1911 г.- нет, в 1912 г. – нет, в 1913 г обнаруживаю запись «Кремер, Эмиль Яковлевич, отставной коллежский секретарь, Царское Село, колония Фриденталь». Последний раз он упоминается в издании «Весь Петроград на 1917 г.», где вместо немецкого «Фриденталь» значится «Московское шоссе, дом Кремер». По каким причинам в сентябре 1918 г. были препровождены из вышестоящей инстанции в училище технического рисования барона Штиглица аттестат Э.Я.Кремера об окончании Владимирского городского училища и представление об утверждении его в должности «преподавателя по части живописи майолик» — предмет дальнейшего исследования.  

 

Сокращенный вариант статьи опубликован в в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 от 05 февраля 2010 г.