Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Печь Брунгильда в Вильнюсе

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: каминные печи по проекту Пауля Обста во дворце Вилейшиса в Вильнюсе.Место производства печных изразцов: завод Або.Основной источник: рекламные прейскуранты завода Або.

Этот дворец (илл. 1 [1]) в Вильнюсе (Antakalnio g./ул. Антакальнё, 6) построен в 1904-1906 гг. по проекту вильнюсского архитектора немецкого происхождения, А.Клейна для известного литовского общественного деятеля, писателя, инженера Пятраса Вилейшиса (в настоящее время в б. дворце располагается Институт литовской литературы и фольклора).

Обращает на себя внимание тот факт, что на крыше вместо традиционных кирпичных дымоходов смонтированы медные нержавеющие трубы.

В интерьерах дворца сохранились изразцовые печи. Среди них выделяются две печи (илл. 2-3) с рельефным декором в стиле неоренессанса (илл. 4-6), навершие которых увенчано женской головкой с косичками (илл. 7-8), а цокольная часть украшена мужскими головами (илл. 9-10 и 11-12).



Изготовителя печной облицовки можно однозначно установить по заводским клеймам, которые, как правило, размещаются на тыльной стороне изразца, что в нашем случае не представляется возможным. Но знакомство с имеющейся литературой, в первую очередь, каталогами, прейскурантами и другими рекламными материалами керамических заводов, а также с музейными образцами аналогичных печей, уже прошедших атрибуцию, позволяет отнести указанные печи к продукции финляндского завода «Або» (&Aringbo kakelfabriks aktiebolag (AKF) — Turun kaakelitehdas (TKT). Эскиз каминной печи (модель № 114) помещен в рекламном каталоге изразцовых печей акционерного общества «Або» 1906 г. (илл. 13 [2]).

Автор монографии по истории завода «Або»TURUN KAAKELIN KAKLUUNIT. Turun kaakelitehtaan uunimallit vuosina 1874 — 1954" Helena Soiri-Snellman по документам, сохранившимся в архиве предприятия, установила, что формы для этой и ряда других заводских моделей были закуплены в Германии [3]. В главе книги, посвященной немецким партнерам завода «Або», исследовательница пишет о том, что в XIX в. существовала широкая практика заказывать модели кафельных печей в Германии, потому что там было много предприятий, специализирующихся на выпуске таких печей, и там же были скульпторы, художники и формовщики, которые разрабатывали для них модели. На регулярно устраиваемых выставках, усердно посещаемых финнами, представители немецких заводов предлагали к продаже множество вариантов моделей печей. В 1890-е гг. пользовались популярностью модели с богатым декором, а для них формы должны были выполняться очень квалифицированными мастерами. Легче было заказать готовые формы, чем путем проб и ошибок на своем предприятии создавать их самим.



Helena Soiri-Snellman выяснила, что в 1890-х гг. одним из немецких партнеров завода «Або» был Пауль Обст (Paul Obst) [4]. Пауль Обст был художником, скульптором и дизайнером. Его берлинская фирма была основана в 1862 г. В рекламе его фирмы сообщалось, что Пауль Обст представляет формы для самых разнообразных кафельных печей и каминов как по собственным разработкам, так и по проектам известных архитекторов. При этом гарантировалась доступность цен и безупречность работы. В рекламном проспекте печных заводов города Фельтена (Velten) — города в Германии, Helena Soiri-Snellman насчитала 18 моделей по проекту Пауля Обста, в т.ч. и модель с женской головкой с косичками, которую она назвала «Брунгильдой» (Brunhild) [5].

Печь «Брунгильда» довольно часто встречается в домах и особняках Санкт-Петербурга (илл. 14-16), что говорит о ее большой популярности среди заказчиков. Одна из печей недавно реставрировалась в компании «Паллада» (илл. 17-18).

К сожалению, до нашего времени многие печи дошли без венчающей ее женской головки. Тем большую ценность представляют печи дворца Вилейшиса в Вильнюсе, как памятники декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности начала ХХ в.

  1. Иллюстрация сайта www.wikimedia.org
  2. &Aringbo Kakelfabriks Aktiebolag. Priskurant &oumlfver kakelugnar 1906. &Aringbo, 1906.
  3. Helena Soiri-Snellman. TURUN KAAKELIN KAKLUUNIT. Turun kaakelitehtaan uunimallit vuosina 1874 — 1954. — Turku, 2003 — S. 58
  4. Там же
  5. Там же