Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Камин с картиной Левитана

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: камин в кабинете дома-музея А.П.Чехова в Ялте.

Осенью 1898 года великий русский писатель А.П. Чехов поселился в Ялте. В построенном им доме, т. н. Белой даче (илл. 1 [1]), писатель провел последние годы жизни (1899-1904) вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной. Жена — Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса МХТ, приезжала сюда на каникулы. Здесь Чеховым написаны повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архирей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», отредактировано первое Полное собрание сочинений. В настоящее время здесь расположен дом-музей А.П.Чехова.

В большинстве комнат дома были установлены печи, а в кабинете писателя — камин (илл. 2 [2]). Как рассказала автору этих строк старший научный сотрудник Ангелина Ханило, работающая в музее с 1946 г., много общавшаяся с сестрой А.А.Чехова — Марией Павловной, первоначально кирпичная облицовка камина не была закрашена. Однако из-за того, что дымоходная труба была сделана слишком короткой, камин, по словам А.П.Чехова, «топить было нельзя, так как дым ел глаза». Поэтому, чтобы скрыть следы копоти, камин уже при жизни писателя был закрашен (илл. 3).

Внимание посетителей дома-музея привлекает размещенная в нише камина картина с изображением типичного пейзажа среднерусской полосы (илл. 4). Появление этой картины «Стога сена в лунную ночь» связано с приездом в декабре 1899 г. к Чехову в Ялту его большого друга, художника И.Левитана. Вот что пишет об этом Мария Павловна Чехова: «Появлению этого этюда предшествовал разговор Антона Павловича с Левитаном о русской природе… Левитан сидел в кабинете брата в кресле перед камином, а Антон Павлович, медленно прохаживаясь по комнате, говорил о том, что соскучился по родному среднерусскому пейзажу, что крымская природа, хотя и красивая, но холодная. Я сидела тут же в комнате. Вдруг Левитан обращается ко мне: „Маша, принесите, пожалуйста, мне картону“. Я принесла. Исаак Ильич вырезал кусок по размеру ниши камина, вставил его туда, взял краски и начал писать. В каких-нибудь полчаса этюд был готов. На нем были изображены копны сена в поле во время сенокоса в лунную ночь, вдали лес. В нижнем правом углу он написал „И.Левитан-А.Чехову“ (илл. 5). Так этот подарок навсегда остался в нише камина» [3].

Автор выражает благодарность сотрудникам дома-музея А.П.Чехова в Ялте за помощь в подготовке этой статьи.

  1. Иллюстрация с сайта http://nnm.ru/
  2. Иллюстрация с сайта http://www.c-ekb.ru/
  3. Сосенкова М.М. Чехов и Левитан. // Крымские пенаты, № 3. — Симферополь, 1996

Статья опубликована в журнале «Fireplaces & Stoves Камины и печи», 2011, октябрь-ноябрь, № 5 (09).