Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Керамический декор фасада здания б. яслей – приюта для работниц табачной фабрики А.Н. Заусайлова в Ельце

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: керамический декор фасада здания б. яслей – приюта для работниц табачной фабрики А.Н. Заусайлова в Ельце. Место производства керамического декора: Абрамцевская гончарная мастерская.

В г. Елец (Липецкая обл.), на ул. Ленина, 68 располагается здание (илл. 1). б. яслей — приюта для работниц табачной фабрики А.Н.Заусайлова. Как сообщается на одном из липецких сайтов, оно «построено в начале XX в. на средства купца А.Н. Заусайлова, владельца табачной фабрики в Ельце. Автор проекта неизвестен, возможно — епархиальный архитектор Э.И. Вильфарт. В приюте „Ясли“ бесплатно на средства А.Н. Заусайлова содержались до 50 детей. В советское время здание приспособлено под городскую детскую поликлинику. В настоящее время в нем размещается филиал Елецкого городского краеведческого музея Музей елецких ремесел Состоит на охране государства как памятник архитектуры федерального значения».

Фасад здания богато украшен керамическим декором (илл. 2-21). Где же было изготовлено это великолепное изразцовое убранство? Ни в одном в известных автору источников нет никаких упоминаний о месте его производства. Попробуем ответить на этот вопрос.

При визуальном анализе фасадного декора обращают в т.ч. на себя внимание керамические панно с растительным мотивом «с завитками» (илл. 6-8). Дело в том, что это один из самых узнаваемых сюжетов Абрамцевской гончарной мастерской 1910-х гг. На это первым обратил внимание архитектор, исследователь Андрей Мушта. В статье «Майолики особняка Рейнеке» («Тектоника плюс», № 7-8, 2009 — скачать можно здесь ) он отмечает, что растительный мотив «с завитками» — «эта полная красоты и своеобразия композиция была чем-то особенно дорога Савве Мамонтову. Судя по дошедшим до нас фотографиям, она постоянно экспонировалась во дворе Абрамцевской мастерской». Керамические панно с растительным мотивом «с завитками» сегодня можно встретить, по крайней мере, в трех (не считая Ельца) городах России: на доме Шаронова в Таганроге, доходном доме П.Г. Солодовникова в Москве и на особняке Рейнеке в Саратове (илл. 22 [1]) (см. упомянутую статью А.Мушты).

Зная к тому же, что фасадная и интерьерная керамика для другой постройки А.Н. Заусайлова в Ельце — Великокняжеской Михаило — Александровской церкви — была изготовлена в Абрамцевской гончарной мастерской, у нас есть все основания полагать, что там же был произведен и фасадный декор яслей — приюта для работниц табачной фабрики А.Н. Заусайлова.

Наиболее подробно история Абрамцевской гончарной мастерской изложена в фундаментальной работе М.В. Нащокиной «Абрамевская гончарная мастерская. 1890-1917» [2]. Вот что коротко говорится на сайте государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево»: «в 1890 г. в усадьбе была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель. Он выполнил изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды. Существенный вклад в деятельность мастерской внес мастер-технолог П. К. Ваулин, заведовавший керамическим производством более десяти лет. С 1900 г. С. И. Мамонтов большую часть времени жил в Москве, в доме на 2-й улице Ямского поля у Бутырской заставы, купленном в середине 1890-х гг. на имя младшей дочери Александры. Сюда в 1896 г. была перенесена Абрамцевская керамическая мастерская, получившая название Керамический завод „Абрамцево“, управлению которым посвятил себя Мамонтов. Изделия завода занимали почетные места на российских и международных выставках, украшали московские здания: панно „Принцесса Греза“ (1899 — 1903) М. А. Врубеля — фасад гостиницы „Метрополь“, панно К. А. Коровина на темы русского Севера (1990-е) — интерьеры Ярославского вокзала, фриз по эскизу В. М. Васнецова (1903) — фасад Третьяковской галереи. В середине 1920-х гг. керамический завод „Абрамцево“ был передан учебно-производственной базе ВХУТЕМАСа, а затем переоборудован в экспериментальную лабораторию огнеупорных материалов. Его художественное значение было утрачено».

  1. Фотография Андрея Мушты.
  2. См.: О.И. Арзуманова, В.А. Любартович, М.В. Нащокина. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии — М.: Жираф, 2000. — 222 с.: илл. — (Русский модерн).