Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Тайна изразцового камина

Автор статьи: Бовыкин А.А.
В 2008 году в доме 84, по набережной реки Мойки, построенном 1869-1870 гг. по проекту архитектора Бенуа Николая Леонтьевича для князя Фёдора Михайловича Касаткина-Ростовского (37-ое поколение Рюриковичей), предстояло сделать полную реставрацию изразцового

Бовыкин Андрей

В 2008 году в доме 84, по набережной реки Мойки, построенном 1869-1870 гг. по проекту архитектора Бенуа Николая Леонтьевича для князя Фёдора Михайловича Касаткина-Ростовского (37-ое поколение Рюриковичей), предстояло сделать полную реставрацию изразцового камина.

Вид одиноко висящего на швеллере в углу помещения изразцового камина (илл. 1), немало удивил нас. Строители разобрали полностью полы, оставив лишь деревянные полуторасотлетние балки. Мне и моему коллеге Владимиру Коледе предстояло полностью разобрать камин, отреставрировать изразцы, а также все чугунные и металлические детали, затем собрать его, сохранив исторический облик.

Эскиз камина № 246 (илл. 2) помещён в рекламном каталоге керамических изделий акционерного общества «АБО» 1920 г.

Состояние многих изразцов было удручающим, несколько изразцов были утрачены, чугунное обрамление в топливнике создавало ощущение, что оно было взорвано с обратной стороны топки. Работа началась с того, что мы пронумеровали каждый изразец вначале на бумажном скотче (илл. 3), очистили от глиняного раствора и от кирпичных лещадок (толщиной 20-25 мм), аккуратно уложенных печниками начала ХIХ века в румпу изразцов, а затем нам пришлось масляной краской нанести номера на тыльную сторону изразца. Но самое интересное открылось нам при разборке внутренней кирпичной кладки камина. Этот открытый камин оказался с развитой внутренней конвективной системой!!! Без прямого растопочного канала! Над порталом располагался под углом 45 гр. чугунный отбойник, шириной около 20 см, на который далее опирался кирпич, создавая перемычку портала (илл. 4). Далее дымовые газы поднимались к перекрытию камина и симметрично расходились на две стороны, опускаясь до пола и уходили за топливник, где снова поднимались вверх (илл. 5) и опускались по дымоходу в углу камина до середины кладки, уходили влево в капитальную стену здания в метровый горизонтальный дымовой канал, затем дымовые газы поднимались вверх на улицу. При разборке между стенками камина с двух сторон и стенами здания мы обнаружили устроенные из оцинкованного железа конвекционные короба в отличном состоянии с оттисками изготовления 1907 года. Так что за изделие было перед нами — камин или печь? Следов топочной дверцы мы не обнаружили. Лишь медный куполообразный козырёк, закрывающий на треть портал. Широкие дымовые каналы и высокие подвёртки позволяли долго не заботиться о прочистке каналов (кстати, прочистных каналов небыло ни здесь, ни в других изразцовых печах) но почему он не дымил, как его растапливали? Конечно, культура топки печей и каминов была на высоком уровне и не принято было топить сырыми дровами. То, что им пользовались, было понятно по большому количеству сажи в каналах. Как архитектор рассчитал конвективную систему в открытом камине на третьем этаже четырёхэтажного здания? Как мы видим на фотографии подобной печи (илл. 6) в одном из замков в Финляндии, она всё-таки имеет топочную дверцу. Вернёмся к нашему камину на Мойке, 84. В стене горизонтального канала стояла прочистная дверца и ручка с поворотным шибером. Разобрав часть стены и прочищая этот канал от сажи, мы на дне обнаружили настоящий штык от винтовки (илл. 7). Его могли спрятать хозяева квартиры в революционные годы после перепланировки помещения и строительства камина. Освободив угол мы обнаружили, что когда-то в стене за камином был арочный проход в соседнюю комнату (илл. 8). Кто жил в этих стенах в неспокойное время, для каких целей спрятал штык -этот факт остаётся неизвестным. Нам с Володей работа с этим камином принесла истинное удовольствие, задав много загадок и открыв некоторые тайны. Собирая камин, мы на место поставили не только отреставрированные изразцы, но и весь старинный искореженный чугун, таганок для горения дров, медное обрамление портала с козырьком, и также старинный кирпич (илл. 9). Только жаль, что нынешний обладатель камина не увидит завораживающую игру огня, исходящего откуда-то из бурлящих глубин прошлого столетия (илл. 10).

Дополнительную информацию о проекте камина № 246 можно посмотреть здесь

Автор выражает благодарность за оказанную помощь в написании статьи Роденкову Андрею Ивановичу, исследователю печной керамики и её производителей ХIХ -первой трети ХХ вв., консультанту реставрационной фирмы «Паллада»

Бовыкин А.А. член Гильдии печников и трубочистов Санкт-Петербурга и ЛО.

Статья получена от автора 16.01.2012