Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Керамический иконостас в храме Вознесения Господня в п. Коршево

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: керамический иконостас в храме Вознесения Господня в п. Коршево. Место производства керамических иконостасов: Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, Тверская фабрика.

В п. Коршево Бобровского района Воронежской обл., в церкви Вознесения Господня (илл. 1-2) [1], в конце XIX — начале ХХ вв. был установлен трехпридельный керамический иконостас, фарфоровый иконостас, который появился здесь во второй половине XIX века. Как рассказал автору этих строк священник церкви отец Андрей (Семилетов), история его появления имеет прямое отношение к братьям Сувориным — книгоиздателю, журналисту и меценату Алексею Сергеевичу и Петру Сергеевичу — полковнику в отставке. Первый дал денег второму, чтобы тот построил в родном селе каменную школу. Местное предание гласит, что школа в итоге оказалась деревянной, а разница между стоимостью кирпича и бревен пошла именно на фарфоровый иконостас.

До 1935 года храм был действующим, потом его закрыли, а открыли вновь в 1947 году. Все эти годы внутри располагалось зернохранилище. До наших дней сохранился лишь с утратами центральный керамический иконостас (илл. 3-29) и фрагменты иконостаса в левом приделе (илл. 30-31). Такую сохранность иконостаса еще можно считать относительной удачей, если учесть, что по рассказам жителей села в 20-х годах прошлого века от души палили из винтовок подвыпившие красноармейцы.

С подобными иконостасами мы уже неоднократно встречались ранее на страницах этого сайта: в Борисоглебском соборе в Рязани, в церкви Николая чудотворца в Голенково, в храме Пресвятой Троицы в Красногвардейском и т.д. Из предыдущих очерков нам хорошо известно, что подобные керамические киоты и иконостасы выпускались на Тверской фабрике Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в с. Кузнецово (совр. г. Конаково).

Невооруженным взглядом видны многочисленные повреждения и утраты керамического декора центральной части (см., например, илл.13, 19, 23, 26, 29). Хочется надеяться, что иконостас дождется квалифицированной реставрации.

  1. Об истории строительства храма см. www.vantit.ru