Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Керамический декор фасадов Великокняжеской церкви в Ельце

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: керамический декор фасадов Великокняжеской церкви в Ельце. Место производства керамического декора: Абрамцевская гончарная мастерская.Основной источник: доклад П.К.Ваулина Всероссийскому съезду художников в С.-Петербурге в 1911-12 г

15 ноября 1909 года в Ельце состоялась закладка новой церкви во имя святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского. Церковь решено было построить в память посещения Ельца великим князем Михаилом Александровичем Романовым — братом императора Николая II. Проект предусматривал пристройку храма к Царской часовне, возведенной В1883 году в память об Александре II Освободителе, убитым народовольцами. Средства на строительство выделил один из богатейших местных купцов — А.Н. Заусайлов. Церковь сооружалась как храм общества хоругвеносцев.

Свое покровительство сооружению храма оказывал великий князь Михаил Александрович. Он посещал Елец и интересовался ходом работ. В день освящения 11 февраля 1911 года Великий князь подъехал к Царской часовне — памятнику своему деду — и вошел в храм к приготовленному ему на ковре месту [1]. Не случайно и по прошествии ста лет современные жители Ельца иначе как «Великокняжеским» этот храм не называют.

Фасады храма (илл. 1) богато декорированы керамическими панно разнообразной тематики (илл. 2-19). Этот керамический декор, так же как и соседнего Дома Призрения Елецкого общества Хоругвеносцев, а также находящегося неподалеку здания яслей — приюта для работниц табачной фабрики А.Н. Заусайлова, был изготовлен в Абрамцевской гончарной мастерской [1]. Известный русский керамист, один из основателей Абрамцевской гончарной мастерской П.К. Ваулин упоминает керамический декор этого храма в своем докладе Всероссийскому съезду художников в С.-Петербурге в 1911-12 гг.

К сожалению, время не пощадило керамическое убранство. Местами (см., напр., илл. 18) видны значительные утраты слоя глазури, вместо которого нанесены обычные краски. Однако в целом это не умаляет художественной ценности данного керамического декора и позволяет его отнести к памятникам декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности начала ХХ в.

  1. Цитировано по сайту www.eletskraeved.ru
  2. Коротко о мастерской см. www.pallada-afina.ru