Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Фрагменты фарфорового иконостаса завода Миклашевского в Путивльском краеведческом музее-заповеднике.

Автор статьи: Роденков Андрей Иванович
Предмет исследования: фрагменты фарфорового иконостаса завода Миклашевского в Путивльском краеведческом музее-заповеднике.Место производства: фарфоровый завод А.М. Миклашевского.

В краеведческом музее г. Путивля (Сумская обл., Украина) (ил.1), в витринах основной экспозиции выставлены фрагменты фарфорового иконостаса завода Миклашевского (ил. 2-9). О заводе Миклашевского в известном труде А.В. Селиванова сообщается следующее: Находился в сельце Волокитино, Глуховского уезда. Село Волокитино принадлежало помещику Андрею Михайловичу Миклашевскому. В 1839 г., желая воспользоваться глиной, изстари добываемой в с. Полошках того же уезда, Миклашевский выстроил большой фарфоровый завод. Для устройства его владельцем был приглашен из-за границы французский техник Дарт, который построил завод и вел производство до 1851 г., но с этого времени он был заменен русским мастером из числа временно-обязанных крестьян г. Миклашевского. Первое время дело шло весьма успешно. Хозяйственные расчеты, основанные на даровом крепостном труде, и направление заведения к выделке драгоценнийших предметов роскоши принесли значительные доходы владельцу. Великолепная посуда, вазы и драгоценные украшения, выработанные его заводом, в большом количестве разошлись по России. Он имел депо в Петербурге, лавки его были на главных ярмарках, фарфор шел к Императорскому Двору и в 1849 г. на бывшей в Петербурге выставке Миклашевский получил золотую медаль за представленные им образцы отличного фарфора. Но это был только успех временный. Предчувствие крестьянской реформы отразилось дурным сбытом изделий. Начиная с 1856 г., изделия Миклашевского стали идти плохо прежде новые, заграничные образцы устарели и фабрика начала клониться к упадку. К числу неблагоприятных условий было также возникновение новых фабрик ближе к местам сбыта изделий. Завод стал работать в убыток, а отмена в 1861 г. крепостного права окончательно его подорвала, почему в 1862 г. он был закрыт. В 1860 г. было выработано изделий на 12025 р., при 102 рабочих. Продано в этом году всего товару на 11450 р., тогда как расход на производство достигал 13471 р., стало быть чистого убытка было понесено 2021 р. На заводе имелось два больших горна и один муфель. Все постройки оценивались в 86700 р. К числу лучших произведений волокитинского завода относится великолепный фарфоровый иконостас и таковые же украшения, находящееся в церкви с. Волокитина. Большие местные образа в этой церкви, рамы к ним, колонны - все из фарфора живопись очень хорошая и весь иконостас отличается легкостью и изяществом. Особенно хороши колонны, поддерживающие иконостас, синие, (ил перевитые позолоченной фарфоровой лентой[1].

Как отмечает московская исследовательница Э. Самецкая, «уникальность волокитинского иконостаса состоит в том, что он продуцировал идею серийного производства иконостасов из керамики»[2]. Ксожалению, церковь (ил. 10 [3]) и иконостас (ил. 11 [4] ) были разрушены в 1950-е гг. Уцелевшие фрагменты иконостаса , кроме Путивльского краеведческого музея-заповедника, хранятся также в Национальном музее украинского народного декоративного искусства и Национальном музее истории Украины, Сумском областном художественном музее, Харьковском художественном музее, Черниговском историческом музее, Глуховском краеведческом музее и Шосткинском краеведческом музее.




1. Селиванов А. В. Фарфор и фаянс Российской империи: Описание фабрик и заводов с изображениями фабричных клейм. — Репринтное издание 1903 года. — СПб.: Альфарет, 2008.
2. Самецкая Э.Б. Фарфор завода А. М. Миклашевского. В 2-Х ТТ. М.. ИнтербуК-биЗнеС, 2010, т. 1. С. 422.
3.
Фотография с сайта http://upload.wikimedia.org/
4.
Фотография из кн.: Людмила Федевич. Порцеляна Волокитинської мануфактури Андрія Міклашевського: каталог колекції Сумського художнього музею. — Суми : Університетська книга, 2006."