Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Увлеченные керамикой

Увлеченные керамикой

Санкт-Пе­тер­бург­ская груп­па ком­па­ний «Пал­ла­да» бы­ла ос­но­ва­на в 2001 го­ду и с тех пор по­сто­ян­но раз­ви­ва­ет­ся и рас­ши­ря­ет свои про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти, охва­ты­вая все но­вые и но­вые сфе­ры де­я­тель­но­сти, так или ина­че свя­зан­ные с ке­ра­ми­кой. Спе­ци­а­ли­сты ком­па­нии – не про­сто про­фес­сио­на­лы вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции, но и на­сто­я­щие эн­ту­зи­а­сты, ис­кренне увле­чен­ные сво­им де­лом.

 Ке­ра­ми­ка в раз­ных ее про­яв­ле­ни­ях со­про­вож­да­ет че­ло­ве­ка на всем пу­ти раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции. Обык­но­вен­ная гли­на все­гда бы­ла на­деж­ным ма­те­ри­а­лом, ко­то­рый при­ме­нял­ся и до сих пор ак­тив­но при­ме­ня­ет­ся в стро­и­тель­стве и от­дел­ке. Из нее мож­но из­го­то­вить прак­ти­че­ски все – от пу­го­ви­цы до кро­вель­ной че­ре­пи­цы, от неболь­шо­го фар­фо­ро­во­го блю­да до фун­да­мен­таль­но­го ка­ми­на.

Груп­па ком­па­ний «Пал­ла­да» – совре­мен­ное пред­при­я­тие, име­ю­щее в сво­ем со­ста­ве про­из­вод­ствен­ные под­раз­де­ле­ния, ху­до­же­ствен­ные ма­стер­ские и на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский от­дел. Се­го­дня ор­га­ни­за­ция вы­пол­ня­ет ши­ро­чай­ший спектр ра­бот, свя­зан­ных с ке­ра­ми­кой, вклю­чая со­зда­ние пе­чей, ка­ми­нов, ико­но­ста­сов, из­раз­цов, ин­те­рьер­ной, фа­сад­ной и ланд­шафт­ной ке­ра­ми­ки. Ак­тив­но ве­дут­ся на­уч­ные изыс­ка­ния по ис­то­рии ке­ра­ми­че­ско­го ма­стер­ства в Рос­сии. Спе­ци­а­ли­сты ре­став­ра­ци­он­но­го де­пар­та­мен­та ком­па­нии за­ни­ма­ют­ся вос­со­зда­ни­ем па­мят­ни­ков ис­то­рии и объ­ек­тов куль­тур­но­го на­сле­дия. Ос­но­ван­ные на ба­зе ООО «Пал­ла­да» в 2012 го­ду пра­во­слав­ные ма­стер­ские «Финист» про­из­во­дят пол­ный ком­плекс ра­бот по про­ек­ти­ро­ва­нию, стро­и­тель­ству и бла­го­укра­ше­нию хра­мов.

Бе­реж­ное от­но­ше­ние к ис­то­ри­че­ско­му на­сле­дию и ис­поль­зо­ва­ние но­вей­ших до­сти­же­ний на­у­ки и тех­ни­ки от­кры­ва­ют пе­ред ма­сте­ра­ми «Пал­ла­ды» ши­ро­кие воз­мож­но­сти ра­бо­ты с ке­ра­ми­че­ски­ми из­де­ли­я­ми лю­бой слож­но­сти. По­жа­луй, не бу­дет пре­уве­ли­че­ни­ем ска­зать, что для ма­сте­ров ком­па­нии нет ни­че­го невоз­мож­но­го в сфе­ре ке­ра­ми­че­ско­го про­из­вод­ства. Соб­ствен­ные про­ект­ные и про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти и совре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние поз­во­ля­ют им про­из­во­дить из ке­ра­ми­че­ских масс по­тря­са­ю­ще слож­ные из­де­лия, при­да­вать им необ­хо­ди­мую фор­му и тех­ни­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Все это по­мо­га­ет спе­ци­а­ли­стам «Пал­ла­ды» как вос­со­зда­вать утра­чен­ные ше­дев­ры про­шлых ве­ков, со­хра­няя пол­ную иден­тич­ность и со­от­вет­ствие ис­то­ри­че­ской ис­тине, так и тво­рить но­вые ке­ра­ми­че­ские ше­дев­ры со­глас­но тен­ден­ци­ям и тре­бо­ва­ни­ям XXI ве­ка.

 Ре­став­ра­ция и вос­со­зда­ние

Груп­па ком­па­ний «Пал­ла­да» про­во­ди­ла ра­бо­ты по ре­став­ра­ции мно­гих объ­ек­тов куль­тур­но­го на­сле­дия ре­гио­наль­но­го и фе­де­раль­но­го зна­че­ния. На двух из них мы оста­но­вим­ся по­дроб­нее, а сей­час лишь пе­ре­чис­лим неко­то­рые зна­чи­мые объ­ек­ты.

В 2006–2007 гг. ком­па­ния от­ре­ста­ври­ро­ва­ла ке­ра­ми­че­скую об­ли­цов­ку хра­ма Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня на Гу­ту­ев­ском ост­ро­ве в Санкт-Пе­тер­бур­ге, в 2006–2010 гг. – от­ре­ста­ври­ро­ва­ла и вос­со­зда­ла ке­ра­ми­че­ские де­та­ли фа­са­да До­ма Ки­но. В тот же пе­ри­од бы­ла про­ве­де­на ре­став­ра­ция ке­ра­ми­че­ских пан­но и мас­ка­рон, вос­со­зда­ние утра­чен­но­го гер­бо­во­го дву­гла­во­го ор­ла с ат­ти­ка фа­са­да зда­ния До­ма ле­нин­град­ской тор­гов­ли (ДЛТ).

В 2007 г. бы­ла от­ре­ста­ври­ро­ва­на Свя­то-Тро­иц­кая цер­ковь в Иван­го­ро­де. В 2009–2013 гг. спе­ци­а­ли­сты ООО «Пал­ла­да» про­ве­ли на­уч­но-изыс­ка­тель­ские ра­бо­ты, про­ек­ти­ро­ва­ние, ре­став­ра­цию и вос­со­зда­ние ке­ра­ми­че­ско­го де­ко­ра фа­са­дов зда­ния Биб­лио­те­ки ГУ НИИЭМ РАМН им. ака­де­ми­ка Пав­ло­ва в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Так­же был вос­со­здан ке­ра­ми­че­ский де­кор фа­са­да особ­ня­ка кня­зя С.В. Ко­чу­бея, от­ре­ста­ври­ро­ва­на – с вос­со­зда­ни­ем утрат – об­ли­цов­ка огра­ды особ­ня­ка М.Ф. Кше­син­ской.

2014 год озна­ме­но­вал­ся ра­бо­та­ми сра­зу на трех вы­да­ю­щих­ся объ­ек­тах куль­тур­но­го на­сле­дия: бы­ла про­ве­де­на ре­став­ра­ция ке­ра­ми­че­ско­го де­ко­ра об­ли­цов­ки ми­на­ре­тов Со­бор­ной ме­че­ти Санкт-Пе­тер­бур­га, вос­ста­нов­лен ке­ра­ми­че­ский де­кор об­ли­цов­ки кров­ли (че­ре­пич­ное по­кры­тие) на зда­нии Го­судар­ствен­но­го ме­мо­ри­аль­но­го му­зея А.В. Су­во­ро­ва. Для го­судар­ствен­но­го му­зея-па­мят­ни­ка «Иса­а­ки­ев­ский со­бор» ком­па­ния про­ве­ла ре­став­ра­цию ке­ра­ми­че­ско­го из­раз­ца и вос­со­зда­ние трех ана­ло­гич­ных на фа­са­де риз­ни­цы с по­сле­ду­ю­щей уста­нов­кой из­раз­цов на ис­то­ри­че­ское ме­сто.

Кро­ме то­го, си­ла­ми ком­па­нии «Пал­ла­да» бы­ли от­ре­ста­ври­ро­ва­ны пе­чи и ка­ми­ны в зда­нии Се­на­та и Си­но­да, Адми­рал­тей­ства, в Ака­де­мии рус­ско­го ба­ле­та име­ни А.Я. Ва­га­но­вой, Кра­е­вед­че­ском му­зее го­ро­да Ло­мо­но­со­ва и дру­гих го­судар­ствен­ных и част­ных вла­де­ни­ях. Ре­став­ра­ция и вос­со­зда­ние ке­ра­ми­че­ских, це­мент­ных, ка­мен­ных эле­мен­тов на­поль­ных и на­стен­ных по­кры­тий бы­ли про­ве­де­ны в зда­нии Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии име­ни П.И. Чай­ков­ско­го, в Боль­шом дра­ма­ти­че­ском те­ат­ре име­ни Г.А. Тов­сто­но­го­ва, ко­сте­ле Свя­той Ека­те­ри­ны, Санкт-Пе­тер­бург­ской ака­де­ми­че­ской филар­мо­нии, в зда­нии те­ат­ра име­ни А.С. Пуш­ки­на (г. Псков), в со­бо­ре Бо­го­ма­те­ри Всех Скор­бя­щих Ра­до­сти (с. Сви­яжск, Рес­пуб­ли­ка Та­тар­стан). Спе­ци­а­ли­сты ком­па­нии по ин­ди­ви­ду­аль­ным про­ек­там из­го­то­ви­ли ке­ра­ми­че­ские эле­мен­ты де­ко­ра для мно­гих пра­во­слав­ных хра­мов Рос­сии, рас­по­ло­жен­ных в Москве, То­боль­ске, Ир­кут­ске, Ке­ме­ро­во, Вла­ди­во­сто­ке, Са­ма­ре, Ниж­нем Нов­го­ро­де и дру­гих го­ро­дах.

 Обу­че­ние и по­пуля­ри­за­ция

В 2009 го­ду на ба­зе ком­па­нии «Пал­ла­да» от­кры­лась сту­дия до­су­га и твор­че­ско­го раз­ви­тия «Центр ке­ра­ми­ки». Здесь по­сто­ян­но про­хо­дят ма­стер-клас­сы для де­тей и взрос­лых, где под ру­ко­вод­ством про­фес­сио­на­лов лю­ди, ни­ко­гда ра­нее не ра­бо­тав­шие с ке­ра­ми­кой, по­лу­ча­ют воз­мож­ность со­здать неболь­шой ше­девр сво­и­ми ру­ка­ми. Так­же в цен­тре про­хо­дят бес­плат­ные за­ня­тия по ке­ра­ми­ке для вос­пи­тан­ни­ков дет­ских до­мов, хос­пи­са, бла­го­тво­ри­тель­ных ор­га­ни­за­ций. Спе­ци­а­ли­сты ком­па­нии при­ви­ва­ют де­тям лю­бовь к ке­ра­ми­ке, на­чи­ная с пя­ти­лет­не­го воз­рас­та.

На про­из­вод­ствен­ных пло­щад­ках ООО «Пал­ла­да» про­хо­дят про­из­вод­ствен­ную и пред­ди­плом­ную прак­ти­ку сту­ден­ты, обу­ча­ю­щи­е­ся по про­грам­ме де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства. Ес­ли рань­ше бу­ду­щие ке­ра­ми­сты при­хо­ди­ли сю­да в част­ном по­ряд­ке, то те­перь у ком­па­нии есть офи­ци­аль­ный до­го­вор с Санкт-Пе­тер­бург­ским ин­сти­ту­том ис­кусств и ре­став­ра­ции, со­глас­но ко­то­ро­му его уча­щи­е­ся по­лу­ча­ют важ­ные прак­ти­че­ские на­вы­ки под ру­ко­вод­ством опыт­ных спе­ци­а­ли­стов. Та­кое со­труд­ни­че­ство вы­год­но обе­им сто­ро­нам – ре­бя­та учат­ся об­ра­щать­ся с ке­ра­ми­кой, а ком­па­ния го­то­вит для се­бя по­тен­ци­аль­ных вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных со­труд­ни­ков.

За го­ды ра­бо­ты ком­па­ния со­бра­ла об­шир­ную кол­лек­цию все­воз­мож­ных ке­ра­ми­че­ских из­де­лий, из­раз­цов, пе­чей, ка­ми­нов, фраг­мен­тов об­ли­цов­ки раз­ных сти­лей и эпох. Ис­то­ри­че­ские из­де­лия по­па­да­ют к эн­ту­зи­а­стам из ООО «Пал­ла­да» раз­ны­ми пу­тя­ми. Од­ни ка­ми­ны бы­ли в бук­валь­ном смыс­ле най­де­ны на ули­це, дру­гие – на раз­ру­шен­ных и за­бро­шен­ных да­чах Ле­нин­град­ской об­ла­сти, тре­тьи при­об­ре­те­ны в ан­ти­квар­ных ма­га­зи­нах. Со­труд­ни­ки ком­па­нии фак­ти­че­ски спа­са­ют цен­ные эк­зем­пля­ры, ко­то­рые ина­че бы­ли бы на­все­гда утра­че­ны.

Од­на­жды пред­ста­ви­те­ли «Пал­ла­ды» от­пра­ви­лись на от­расле­вую вы­став­ку в Лейп­циг и во вре­мя пу­те­ше­ствия по Гер­ма­нии по­па­ли в мест­ный му­зей ке­ра­ми­ки. То­гда у ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра ком­па­нии Кон­стан­ти­на Вик­то­ро­ви­ча Ли­хо­ла­та воз­ник­ла идея со­здать соб­ствен­ный му­зей. С тех пор из каж­дой по­езд­ки или ко­ман­ди­ров­ки он при­во­зит нечто, свя­зан­ное с уди­ви­тель­ным ми­ром ке­ра­ми­ки. В дан­ный мо­мент идет под­го­тов­ка до­ку­мен­тов, необ­хо­ди­мых для офи­ци­аль­но­го от­кры­тия му­зея, а кол­лек­ция тем вре­ме­нем все боль­ше рас­ши­ря­ет­ся. Как го­во­рит Свет­ла­на Ни­ко­ла­ев­на Ба­рут­ки­на, за­ме­сти­тель ди­рек­то­ра по ре­став­ра­ции: «Фор­ми­ро­ва­ние экс­по­зи­ции – это как ре­монт: его мож­но толь­ко на­чать, а за­вер­шить невоз­мож­но».

На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский от­дел груп­пы ком­па­ний «Пал­ла­да» па­рал­лель­но с изу­че­ни­ем па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры и про­ве­де­ни­ем ис­то­ри­ко-куль­тур­ных экс­пер­тиз из­да­ет кни­ги, по­свя­щен­ные ис­то­рии ке­ра­ми­че­ско­го ис­кус­ства. На­при­мер, в 2012 го­ду вы­шла кни­га «Ке­ра­ми­че­ская ма­стер­ская Лео­поль­да Бо­на­фе­де» (ав­то­ры – А.И. Ро­ден­ков и К.В. Ли­хо­лат), в 2013 го­ду – «В твор­че­ской ма­стер­ской П.К. Ва­у­ли­на» и «Из­раз­цо­вые пе­чи Вы­бор­га» (те же ав­то­ры), в 2015 го­ду – «Из­раз­цо­вые пе­чи Зе­ле­но­гор­ска» (ав­то­ры те же) и «Ар­хи­тек­тур­ная ке­ра­ми­ка Ки­ке­рин­ских ма­стер­ских в Ниж­нем Нов­го­ро­де и Пен­зе» (ав­то­ры – А.И. Ро­ден­ков, Д.И. Ко­ро­та­е­ва и К.В. Ли­хо­лат).

 Со­бор­ная ме­четь Санкт-Пе­тер­бур­га

Несмот­ря на то, что му­суль­ман­ская ре­ли­ги­оз­ная об­щи­на в мно­го­кон­фес­сио­наль­ном Пе­тер­бур­ге бы­ла пред­став­ле­на огром­ным чис­лом сво­их при­вер­жен­цев, ме­че­ти в сто­ли­це Рос­сий­ской им­пе­рии дол­гое вре­мя не бы­ло. В на­ча­ле 1880-х го­дов свы­ше пя­ти­сот во­ен­но­слу­жа­щих му­суль­ман об­ра­ти­лись к вла­стям го­ро­да с прось­бой о раз­ре­ше­нии стро­и­тель­ства ме­че­ти, и лишь в 1906 го­ду Ми­ни­стер­ство внут­рен­них дел раз­ре­ши­ло учре­дить осо­бый ко­ми­тет по сбо­ру средств, пред­на­зна­чен­ных для стро­и­тель­ства. День­ги на воз­ве­де­ние ме­че­ти, в ос­нов­ном, бы­ли со­бра­ны за счет по­жерт­во­ва­ний му­суль­ман, про­жи­ва­ю­щих в Рос­сии, при­чем са­мую боль­шую сум­му по­жерт­во­вал Эмир Бу­хар­ский.

Ме­сто для ме­че­ти бы­ло вы­бра­но на Пет­ро­град­ской сто­роне, со­всем неда­ле­ко от Тро­иц­ко­го мо­ста. Ар­хи­тек­то­ра­ми про­ек­та на ос­но­ва­нии кон­кур­са ста­ли Н.В. Ва­си­льев, С.С. Кри­чин­ский и А.И. Го­ген. Це­ре­мо­ния офи­ци­аль­ной за­клад­ки, при­уро­чен­ная к 25-ле­тию прав­ле­ния Эми­ра Бу­хар­ско­го и его ви­зи­ту в Санкт-Пе­тер­бург, бы­ла про­ве­де­на 10 фев­ра­ля 1910 го­да. Пер­вая му­суль­ман­ская служ­ба 22 фев­ра­ля 1913 го­да бы­ла при­уро­че­на к 300-ле­тию до­ма Ро­ма­но­вых. Од­на­ко офи­ци­аль­ное от­кры­тие ме­че­ти во­все не озна­ча­ло, что стро­и­тель­ные ра­бо­ты бы­ли за­вер­ше­ны. От­дел­ка ин­те­рье­ра зда­ния дли­лась еще 7 лет.

Во внеш­нем об­ли­ке ме­че­ти вид­ны мо­ти­вы сред­не­ази­ат­ско­го му­суль­ман­ско­го зод­че­ства. Ес­ли ку­пол во мно­гом по­вто­ря­ет ку­пол зна­ме­ни­то­го мав­зо­лея Гур-Эми­ра в Са­мар­кан­де, то фор­ма и гео­мет­ри­че­ские узо­ры вход­но­го пор­та­ла бы­ли по­за­им­ство­ва­ны у мав­зо­лея Ша­хи-Зин­да. Сте­ны ме­че­ти от­де­ла­ны тем­но-се­рым гра­ни­том гру­бой фак­ту­ры, что при­да­ет зда­нию мо­ну­мен­таль­ность и род­нит его с ар­хи­тек­ту­рой Пе­тер­бур­га, от­сы­лая к тра­ди­ци­ям се­вер­но­го мо­дер­на и де­лая кон­траст с окру­жа­ю­щи­ми ев­ро­пей­ски­ми зда­ни­я­ми не столь рез­ким. Ве­ли­че­ствен­ный гра­не­ный ку­пол на ци­лин­дри­че­ском ба­ра­бане до­пол­ня­ет­ся дву­мя вы­со­ки­ми сим­мет­рич­ны­ми ми­на­ре­та­ми по кра­ям фа­са­да с вход­ной ар­кой по­се­ре­дине. Вы­со­та ку­по­ла – 39 мет­ров, вы­со­та ми­на­ре­тов – 48 мет­ров. Как мно­гие сред­не­ве­ко­вые куль­то­вые со­ору­же­ния Во­сто­ка, Со­бор­ная ме­четь от­де­ла­на де­ко­ра­тив­ны­ми из­раз­ца­ми в го­лу­бых то­нах, ко­то­рые на за­каз вы­пол­нил из­вест­ный ху­дож­ник-ке­ра­мист Петр Ва­у­лин. Тра­ди­ци­он­ный ор­на­мент со­став­ля­ют кал­ли­гра­фи­че­ские над­пи­си на араб­ском язы­ке – из­ре­че­ния из Ко­ра­на.

Про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство май­о­ли­ки для от­дел­ки ку­по­лов ме­че­ти, ми­на­ре­тов и пор­та­лов на­ча­лось к 1906 го­ду в ке­ра­ми­че­ской ма­стер­ской «Гель­д­вейн – Ва­у­лин», рас­по­ло­жен­ной в Ки­ке­ри­но под Гат­чи­ной (ныне – ке­ра­ми­че­ский за­вод «Горн») на ба­зе ме­сто­рож­де­ний си­ней кем­брий­ской гли­ны. Чтобы ис­клю­чить про­из­воль­ность в со­зда­нии май­о­ли­ко­вой де­ко­ра­ции, ру­ко­во­ди­тель ма­стер­ской, вы­да­ю­щий­ся ху­дож­ник-ке­ра­мист П.К. Ва­у­лин, ко­ман­ди­ро­вал в Тур­ке­стан ху­дож­ни­ка П.М. Мак­си­мо­ва. В ре­зуль­та­те в Ки­ке­рин­ских ма­стер­ских был вос­со­здан спо­соб из­го­тов­ле­ния сред­не­ве­ко­вой рез­ной май­о­ли­ки, что спо­соб­ство­ва­ло точ­но­му в сти­ли­сти­че­ском от­но­ше­нии сле­до­ва­нию про­об­ра­зу, вос­про­из­ве­де­нию ко­ло­ри­та и ду­ха во­сточ­но­го ис­кус­ства, рас­ши­ре­нию опы­та в ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ке ма­те­ри­а­ла.

Ми­на­ре­ты ме­че­ти круг­лые в плане. По вы­со­те баш­ни ми­на­ре­тов со­сто­ят из по­лой ниж­ней ча­сти, снаб­жен­ной бе­тон­ной вин­то­вой лест­ни­цей и хо­до­вой пло­щад­кой, и сплош­ной верх­ней ча­сти в ви­де ци­лин­дри­че­ской ба­шен­ки – пе­те­ка.

В 1927–1930 и 1940–1956 го­дах ме­четь не функ­ци­о­ни­ро­ва­ла, в 1940 го­ду зда­ние бы­ло пе­ре­да­но Лен­горздрав­от­де­лу и ста­ло ис­поль­зо­вать­ся как склад ме­ди­цин­ско­го обо­ру­до­ва­ния. С 1956 го­да зда­ние ме­че­ти воз­вра­ще­но ве­ру­ю­щим.

По име­ю­щей­ся в КГИОП до­ку­мен­та­ции, пер­вая ре­став­ра­ция зда­ния ме­че­ти бы­ла про­ве­де­на в 1950-х го­дах. За­тем, до на­ча­ла 1990-х го­дов, бы­ло про­ве­де­но несколь­ко об­сле­до­ва­ний ми­на­ре­тов, по ре­зуль­та­там ко­то­рых тех­ни­че­ское со­сто­я­ние ке­ра­ми­че­ской об­ли­цов­ки за­вер­ше­ния ба­шен ми­на­ре­тов бы­ло при­зна­но ава­рий­ным. В 1982 го­ду был раз­ра­бо­тан про­ект вре­мен­но­го стра­хо­воч­но­го креп­ле­ния че­ре­пи­цы ку­по­ла. В 1986 го­ду был сде­лан ре­монт об­ли­цов­ки ми­на­ре­тов.

С 2000 по 2015 год за счет средств бюд­же­та Санкт-Пе­тер­бур­га, преду­смот­рен­ных на охра­ну и ре­став­ра­цию объ­ек­тов куль­тур­но­го на­сле­дия, бы­ла от­ре­ста­ври­ро­ва­на гра­нит­ная об­ли­цов­ка фа­са­дов и ми­на­ре­тов, май­о­ли­ко­вая от­дел­ка пор­та­лов, от­ре­мон­ти­ро­ва­на кров­ля. Ак­тив­ное уча­стие в этих ра­бо­тах при­ни­ма­ла ком­па­ния «Пал­ла­да». Преж­де чем при­сту­пить к ре­став­ра­ции об­ли­цов­ки ку­по­лов ми­на­ре­тов, спе­ци­а­ли­сты на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ор­га­ни­за­ции про­ве­ли на­тур­ные об­ме­ры, тех­ни­че­ское и тех­но­ло­ги­че­ское об­сле­до­ва­ние, изу­чи­ли ар­хив­ные и ико­но­гра­фи­че­ские ма­те­ри­а­лы.

В хо­де ра­бот по ре­мон­ту и ре­став­ра­ции ми­на­ре­тов в рам­ках ав­тор­ско­го над­зо­ра бы­ло про­ве­де­но до­пол­ни­тель­ное об­сле­до­ва­ние несу­щих и ограж­да­ю­щих кон­струк­ций верх­них ча­стей ми­на­ре­тов, об­ли­цо­ван­ных ке­ра­ми­кой. Об­сле­до­ва­ние про­во­ди­лось с це­лью вы­явить мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство име­ю­щих­ся де­фек­тов и по­вре­жде­ний, уста­но­вить при­чи­ны их по­яв­ле­ния, опре­де­лить уро­вень тех­ни­че­ско­го со­сто­я­ния ке­ра­ми­че­ской об­ли­цов­ки и раз­ра­бо­тать ре­ко­мен­да­ции по ре­став­ра­ци­он­но­му ре­мон­ту – устра­не­нию вы­яв­лен­ных де­фек­тов и при­чин их по­яв­ле­ния.

Ком­па­ния «Пал­ла­да» про­ве­ла пред­ва­ри­тель­ное и окон­ча­тель­ное об­сле­до­ва­ние кон­струк­ций ба­шен ми­на­ре­тов со вскры­ти­я­ми об­ли­цов­ки и зон­ди­ро­ва­ни­ем внут­рен­них сло­ев, изу­че­ни­ем со­ста­ва и свойств ма­те­ри­а­лов, опре­де­ле­ни­ем ви­дов их раз­ру­ше­ний и био­по­ра­же­ния. Из­ме­ре­ние проч­ност­ных ха­рак­те­ри­стик ма­те­ри­а­лов ве­лось с при­ме­не­ни­ем пе­ре­нос­но­го скле­ро­мет­ра «ИПС МГ4.03», лег­ко­го пер­фо­ра­то­ра с на­бо­ром на­са­док, мо­лот­ка, скар­пе­ля, а так­же ор­га­но­леп­ти­че­ски. Для из­ме­ре­ния влаж­но­сти ма­те­ри­а­лов ис­поль­зо­вал­ся пе­ре­нос­ной при­бор «ВИМС – 2.21». Недо­ступ­ные эле­мен­ты кон­струк­ций изу­ча­лись при по­мо­щи эн­до­ско­па «Цик­лоп-ХХL». Пет­ро­гра­фи­че­ское изу­че­ние об­раз­цов ма­те­ри­а­лов верх­ней ча­сти ми­на­ре­тов бы­ло вы­пол­не­но при по­мо­щи би­но­ку­ляр­но­го мик­ро­ско­па МБС-10. Мик­ро­фо­то­фик­са­ция вы­пол­не­на при по­мо­щи ска­не­ра «hp Scanjet 4470c». Так­же бы­ло про­ве­де­но ми­ко­ло­ги­че­ское об­сле­до­ва­ние ма­те­ри­а­лов, в хо­де ко­то­ро­го бы­ли вы­яв­ле­ны плес­не­вые гри­бы и во­до­рос­ли, ко­то­рые вы­зы­ва­ют по­ра­же­ние увлаж­ня­е­мо­го ма­те­ри­а­ла, а при си­сте­ма­ти­че­ском увлаж­не­нии ма­те­ри­а­ла при­во­дят к глу­бо­ким по­вре­жде­ни­ям.

При про­ве­де­нии об­мер­ных ра­бот и об­сле­до­ва­ния бы­ли де­мон­ти­ро­ва­ны фраг­мен­ты утра­чен­ных из­раз­цов верх­ней ча­сти ку­по­лов во­сточ­но­го и за­пад­но­го ми­на­ре­тов. В ре­зуль­та­те бы­ло уста­нов­ле­но, что через мно­го­чис­лен­ные тре­щи­ны из­раз­цов (до 5 мм) внутрь кон­струк­ции мно­гие го­ды по­сту­па­ла ат­мо­сфер­ная вла­га. Из-за осо­бен­но­сти кон­струк­ции, вы­пол­нен­ной, ско­рее все­го, при ре­став­ра­ции 1986 го­да, про­вет­ри­ва­ния ку­по­ла не бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но, и вла­га на­кап­ли­ва­лась, не ис­па­ря­ясь. За­ду­ман­ные ав­то­ром в му­кар­нах (ба­ра­ба­нах) от­вер­стия для вы­пус­ка кон­ден­са­ци­он­ных вод ока­за­лись за­би­ты­ми це­мент­ным рас­тво­ром, на нем же и бы­ли за­креп­ле­ны «ва­ли­ки» – из­раз­цы, фор­ми­ру­ю­щие ку­по­ла ми­на­ре­тов. Имен­но по при­чине по­вы­шен­ной влаж­но­сти кир­пич­ная клад­ка, на ко­то­рой за­креп­ля­лись из­раз­цы, ока­за­лась силь­но де­струк­ти­ро­ва­на, а внут­ри кон­струк­ции спе­ци­а­ли­сты «Пал­ла­ды» на­шли сле­ды раз­ло­жив­ше­го­ся кир­пи­ча и це­мент­но-пес­ча­но­го рас­тво­ра.

Свет­ла­на Ни­ко­ла­ев­на Ба­рут­ки­на вспо­ми­на­ет, ка­кая это бы­ла слож­ная, но в то же вре­мя ин­те­рес­ная ра­бо­та: «Мы име­ли де­ло с круп­ны­ми из­раз­ца­ми – 50 см в вы­со­ту и 40 см в глу­би­ну. Это со­всем не то же са­мое, что из­го­то­вить неболь­шие че­ре­пич­ки. На­ша за­да­ча со­сто­я­ла не толь­ко в том, чтобы из­го­то­вить и уста­но­вить из­раз­цы. Нуж­но бы­ло смон­ти­ро­вать их с кир­пич­ной клад­кой та­ким об­ра­зом, чтобы ке­ра­ми­ка дол­гое вре­мя со­хра­ня­ла свое пер­во­на­чаль­ное со­сто­я­ние. Ку­по­ла ми­на­ре­тов на­хо­дят­ся на 50-мет­ро­вой вы­со­те, и их ре­гу­ляр­ное тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние по­про­сту не преду­смот­ре­но. Мы на­зы­ва­ем эти из­раз­цы «ке­ра­ми­кой-кос­мо­нав­том» из-за на­гру­зок, ко­то­рые ей еже­днев­но при­хо­дит­ся вы­дер­жи­вать».

Дей­стви­тель­но, на та­кой вы­со­те ке­ра­ми­че­ские из­раз­цы в зим­нее вре­мя пре­тер­пе­ва­ют непре­рыв­ный цикл за­мо­ра­жи­ва­ния – раз­мо­ра­жи­ва­ния. В те­ни мо­жет быть ми­нус 20 гра­ду­сов, а на солн­це – все плюс 30. Та­кие пе­ре­па­ды тем­пе­ра­тур по­слу­жи­ли од­ной из при­чин то­го, что плит­ка, уло­жен­ная во вре­мя ре­став­ра­ции 1980-х го­дов, со вре­ме­нем при­шла в негод­ность. Из-за ненад­ле­жа­ще­го вы­пол­не­ния ра­бот – за­со­ре­ния сли­вов для во­ды стро­и­тель­ным рас­тво­ром и му­со­ром – на кир­пич­ной клад­ке по­сто­ян­но осе­да­ла во­да, и та на­ча­ла гнить. По сло­вам спе­ци­а­ли­стов «Пал­ла­ды», сам про­ект той ре­став­ра­ции был вы­пол­нен гра­мот­но, пра­виль­но был вы­бран тех­ни­че­ский фар­фор, но под­ве­ло ис­пол­не­ние.

Ком­па­ния «Пал­ла­да» не име­ла мо­раль­но­го пра­ва по­вто­рить ошиб­ку преды­ду­щих ре­став­ра­то­ров, по­это­му при­ня­ла все ме­ры для то­го, чтобы во­да не за­дер­жи­ва­лась на ку­по­лах ми­на­ре­тов. Де­струк­тив­ное кир­пич­ное ос­но­ва­ние ку­по­лов во­сточ­но­го и за­пад­но­го ми­на­ре­тов бы­ло де­мон­ти­ро­ва­но до ос­но­ва­ния. Всю ис­то­ри­че­скую кон­струк­цию пе­те­ков обо­их ми­на­ре­тов как сле­ду­ет про­су­ши­ли. Бы­ли со­ору­же­ны ке­ра­ми­че­ские лот­ки, по ко­то­рым во­да сте­ка­ет с внеш­ней сто­ро­ны ку­по­лов. Но да­же ес­ли вла­га по­па­дет внутрь му­кар­на, там ее ждет еще один сток в ви­де мед­ной во­рон­ки. Спе­ци­а­ли­сты ком­па­нии вы­пол­ни­ли до­пол­ни­тель­ную (страху­ю­щую) фаль­це­вую кров­лю из ме­ди внут­ри каж­до­го кир­пич­но­го «ку­по­ла» с за­вы­д­ри­ва­ни­ем в кир­пич­ную клад­ку и гер­ме­ти­зи­ро­ва­ни­ем швов. Бла­го­да­ря этим ин­же­нер­ным ре­ше­ни­ям му­кар­ны за­щи­ще­ны от чрез­мер­но­го за­ста­и­ва­ния вод и за­мер­за­ния. Кро­ме то­го, ке­ра­ми­че­ские из­раз­цы не смон­ти­ро­ва­ны на стро­и­тель­ный рас­твор, как рань­ше, а уста­нов­ле­ны на мед­ной про­во­ло­ке диа­мет­ром 2–2,5 мм с за­креп­ле­ни­ем в кир­пич­ную клад­ку, по­это­му кон­струк­ция хо­ро­шо про­вет­ри­ва­ет­ся.

Преж­де чем мон­ти­ро­вать из­раз­цы непо­сред­ствен­но на объ­ек­те, ке­ра­ми­сты сна­ча­ла вы­пу­сти­ли пи­лот­ную пар­тию и про­из­ве­ли проб­ный мон­таж у се­бя на про­из­вод­стве. Бы­ли со­зда­ны ма­ке­ты ку­по­лов в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну, за­тем опыт­ным из­раз­цам при­да­ли необ­хо­ди­мую фор­му и про­из­ве­ли мон­таж. Та­ким об­ра­зом, по­лу­ча­ет­ся, что ком­па­ния «Пал­ла­да» вос­со­зда­ла ке­ра­ми­че­скую об­ли­цов­ку не двух, а це­лых че­ты­рех ку­по­лов.

 Го­судар­ствен­ный ме­мо­ри­аль­ный му­зей А.В. Су­во­ро­ва

Ге­не­ра­лис­си­мус Алек­сандр Ва­си­лье­вич Су­во­ров – пер­вый че­ло­век в Рос­сии, в честь ко­то­ро­го был воз­ве­ден ме­мо­ри­аль­ный му­зей. Му­зей стро­ил­ся в Пе­тер­бур­ге в 1901–1904 го­дах по Вы­со­чай­ше­му со­из­во­ле­нию им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II. По­жерт­во­ва­ния на его стро­и­тель­ство по­сту­па­ли от ши­ро­ких кру­гов во­ен­ной и граж­дан­ской об­ще­ствен­но­сти. Сам го­су­дарь, еще в 1898 го­ду по­велев­ший от­крыть по Рос­сий­ской им­пе­рии под­пис­ку о сбо­ре средств на со­зда­ние му­зея, стал глав­ным жерт­во­ва­те­лем и по­кро­ви­те­лем стро­я­ще­го­ся «хра­ма-па­мят­ни­ка». Лейб-гвар­дии Пре­об­ра­жен­ский полк вы­де­лил ме­сто для му­зея – часть сво­е­го пла­ца на уг­лу Ки­роч­ной и Та­ври­че­ской улиц.

Оба кры­ла глав­но­го фа­са­да укра­ша­ют мо­за­ич­ные кар­ти­ны, ис­пол­нен­ные мо­за­и­чи­ста­ми Н.Е. Мас­лен­ни­ко­вым и М.И. Зо­щен­ко (отец из­вест­но­го рус­ско­го пи­са­те­ля М.М. Зо­щен­ко) по эс­ки­зам ху­дож­ни­ков А.Н. По­по­ва («Пе­ре­ход Су­во­ро­ва через Аль­пы») и Н.А. Ша­бу­ни­на («Отъ­езд Су­во­ро­ва в по­ход 1799 го­да»). Под ша­тром цен­траль­ной баш­ни, увен­чан­ной дву­гла­вым ор­лом, рас­по­ло­жен кня­же­ский герб А.В. Су­во­ро­ва. Вход в му­зей оформ­лен в ви­де древ­не­рус­ско­го двор­цо­во­го крыль­ца.

Тор­же­ствен­ное от­кры­тие и цер­ков­ное освя­ще­ние Су­во­ров­ско­го му­зея со­сто­я­лось в день 175-лет­ней го­дов­щи­ны со дня рож­де­ния пол­ко­вод­ца, 13 но­яб­ря (по ста­ро­му сти­лю) 1904 го­да. В 1918 го­ду, в свя­зи с ре­во­лю­ци­он­ны­ми со­бы­ти­я­ми и эва­ку­а­ци­ей кол­лек­ции вглубь Рос­сии, му­зей был за­крыт и от­крыл­ся вновь лишь в 1951 го­ду, но уже не как ме­мо­ри­аль­ный, а как во­ен­но-ис­то­ри­че­ский. В 1991 го­ду му­зею был воз­вра­щен пер­во­на­чаль­ный ста­тус, и он стал име­но­вать­ся Го­судар­ствен­ным ме­мо­ри­аль­ным му­зе­ем А.В. Су­во­ро­ва.

С 1988 по 1998 го­ды му­зей был за­крыт на ка­пи­таль­ный ре­монт, в хо­де ко­то­ро­го по ста­рым фо­то­гра­фи­ям уда­лось вос­ста­но­вить его ин­те­рьер. Бы­ла со­зда­на но­вая экс­по­зи­ция, це­ли­ком и пол­но­стью по­свя­щен­ная ве­ли­ко­му рус­ско­му пол­ко­вод­цу. 8 мая 1998 го­да про­изо­шло но­вое рож­де­ние му­зея как хра­ма рус­ской во­ин­ской сла­вы и ме­мо­ри­а­ла Су­во­ро­ва. А в 2004 го­ду, в 100-лет­ний юби­лей му­зея, на глав­ную баш­ню был воз­вра­щен по­зо­ло­чен­ный дву­гла­вый орел.

В свое вре­мя ар­хи­тек­тор Алек­сандр фон Го­ген за­ду­мал и спро­ек­ти­ро­вал кров­лю му­зея, по­кры­тую зе­ле­ной гла­зу­ро­ван­ной че­ре­пи­цей. Из­го­то­ви­ли ее в Гер­ма­нии. Во вре­мя бло­ка­ды Ле­нин­гра­да, в 1943 го­ду, зда­ние му­зея се­рьез­но по­стра­да­ло от фу­гас­ной бом­бы: она разо­рва­лась у ос­но­ва­ния цен­траль­ной баш­ни. До кон­ца 1940-х го­дов зда­ние про­сто­я­ло в по­лу­ру­и­нах, в 1950–1951 го­дах бы­ло вос­ста­нов­ле­но, но уже без че­ре­пи­цы: кры­шу по­кры­ли оцин­ко­ван­ным ме­тал­лом.

К сча­стью, при про­ве­де­нии пред­ва­ри­тель­но­го об­сле­до­ва­ния объ­ек­та со­труд­ни­кам ком­па­нии «Пал­ла­да» уда­лось об­на­ру­жить на чер­да­ке му­зея об­раз­цы ис­то­ри­че­ской че­ре­пи­цы. Они бы­ли предо­став­ле­ны в рас­по­ря­же­ние КГИОП. По­ис­ки ин­фор­ма­ции шли по всем на­прав­ле­ни­ям: спе­ци­а­ли­сты ком­па­нии ра­бо­та­ли с ар­хив­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми му­зея, ис­ка­ли фо­то­гра­фии, про­ек­ты, ви­ды кры­ши.

Как по­яс­ни­ла за­ме­сти­тель ди­рек­то­ра по ре­став­ра­ции ООО «Пал­ла­да» Свет­ла­на Ни­ко­ла­ев­на Ба­рут­ки­на, все уцелев­шие об­раз­цы ис­то­ри­че­ской че­ре­пи­цы Су­во­ров­ско­го му­зея ока­за­лись раз­ных от­тен­ков зе­ле­но­го цве­та. Из­на­чаль­но кров­ля бы­ла изу­мруд­но-тра­вя­ни­стой, но с те­че­ни­ем вре­ме­ни ее цвет по­ме­нял­ся, а по­сле по­жа­ра к нему до­ба­вил­ся «под­коп­чен­ный» от­те­нок. По­сколь­ку не со­хра­ни­лось ни од­ной цвет­ной фо­то­гра­фии, за­пе­чатлев­шей ис­то­ри­че­ский об­лик кров­ли (все сним­ки бы­ли чер­но-бе­лы­ми), то уста­но­вить точ­ный цвет кры­ши не бы­ло ни­ка­кой воз­мож­но­сти. Чтобы ре­шить эту за­да­чу, бы­ла со­бра­на ко­мис­сия из пред­ста­ви­те­лей му­зея, КГИОП и спе­ци­а­ли­стов про­из­вод­ства. В ито­ге ре­ши­ли из­го­то­вить че­ре­пи­цу несколь­ких от­тен­ков.

«Сна­ча­ла мы сде­ла­ли проб­ную пар­тию че­ре­пи­цы и вы­ло­жи­ли фраг­мент на ча­сти кров­ли, – рас­ска­зы­ва­ет Свет­ла­на Ни­ко­ла­ев­на. – Чле­нам ко­мис­сии бы­ло пред­став­ле­но око­ло 150 ва­ри­ан­тов от­тен­ков зе­ле­но­го цве­та. По­сле окон­ча­тель­но­го вы­бо­ра де­ся­ти цве­то­вых ва­ри­ан­тов ра­бо­та про­дол­жи­лась. Все­го мы из­го­то­ви­ли бо­лее 30 ты­сяч еди­ниц че­ре­пи­цы. По­верх гла­зу­ри ху­дож­ни­ки на­но­си­ли тек­сту­ру, при­чем вруч­ную – ки­стя­ми, там­по­на­ми. Так что на кров­ле нет двух оди­на­ко­вых че­ре­пиц, все они немно­го от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га, но тем не ме­нее по­хо­жи».

В ре­зуль­та­те спе­ци­а­ли­стам ООО «Пал­ла­да» уда­лось не толь­ко вос­ста­но­вить внеш­ний вид утра­чен­ной че­ре­пи­цы, но и сде­лать ее го­раз­до бо­лее проч­ной, неже­ли преж­де. Ис­то­ри­че­скую ке­ра­ми­ку за­ме­ни­ли фар­фо­ром, бо­лее под­хо­дя­щим для кли­ма­ти­че­ских усло­вий Санкт-Пе­тер­бур­га.

 

Ин­фор­ма­ци­он­но- ана­ли­ти­че­ский жур­нал «Вест­ник „Зод­чий. 21 век“ 2(59)/2016 

Яндекс.Погода
Цитата недели
Сегодня именинники:
Наш подход — сочетание современных технологий и вековых традиций керамического мастерства.
Каталог работ 2016-17 ПАЛЛАДА

Приглашаем к сотрудничеству авторов очерков! Ваша статья будет размещена на нашем сайте с фотографиями и указанием авторства.

Присылайте Ваши материалы на е-mail
info@pallada-afina.ru

Положение о персональных данных работников ООО Паллада
Используя передовые технологии и качественные материалы, реставраторы воссоздают первоначальный вид исторического объекта, коорый может радовать глаз петербужцев и гостей города. Посмотреть все направления