Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Русская печь и фарфоровый иконостас

<span style=font-size: 10pt">Ста­тья в пра­во­слав­ном из­да­нии «Бла­го­укра­си­тель»

Про­дол­жая те­му ке­ра­ми­ки в бла­го­укра­ше­нии пра­во­слав­но­го хра­ма мы по­про­си­ли по­де­лить­ся опы­том Кон­стан­ти­на Вик­то­ро­ви­ча Ли­хо­ла­та — ру­ко­во­ди­те­ля од­но­го из ав­тро­ти­тет­ней­ших пред­при­я­тий ра­бо­та­ю­щих в дан­ной сфе­ре — твор­че­ской ре­став­ра­ци­он­ной ма­стер­ской «Пал­ла­да» (г. Санкт-Пе­тер­бург)

— Рас­ска­жи­те по­жа­луй­ста о ра­бо­тах вы­пол­ня­е­мых ва­шей ма­стер­ской.

— Их спектр до­ста­точ­но ши­рок. Это и со­зда­ние ке­ра­ми­че­ских ико­но­ста­сов из­раз­цов де­та­лей ин­те­рье­ра и ре­став­ра­ция ста­рин­ной ке­ра­ми­ки и клад­ка а так­же ре­монт пе­чей. Спе­ци­а­ли­ста­ми на­шей ма­стер­ской сда­но нема­ло объ­ек­тов по из­раз­цам — как свет­ских так и пра­во­слав­ных — и в Москве и в Санкт-Пе­тер­бур­ге и в Цен­траль­ной ча­сти Рос­сии. В Москве мы ра­бо­та­ли в част­но­сти над ре­став­ра­ци­ей ке­ра­ми­ки укра­ша­ю­щей храм Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы на Бо­ри­сов­сикх пру­дах по­стро­ен­ный к Ты­ся­че­ле­тию Кре­ще­ния Ру­си. Сна­ру­жи это из­раз­цы внут­ри — ке­ра­ми­че­ский ико­но­стас из­раз­цо­вые ки­о­ты ка­пи­те­ли и т.д. Ке­ра­ми­че­ские ико­но­ста­сы над ко­то­ры­ми по­тру­ди­лись на­ши спе­ци­а­ли­сты на­хо­дят­ся в Са­ма­ре и в г. Топ­це­во под Санкт-Пе­тер­бур­гом — в ча­совне по­стро­ен­ной к 300-ле­тию го­ро­да. Неред­ко при­хо­дит­ся за­н­мать­ся ре­став­ра­ци­ей или пол­ным вос­ста­нов­ле­ни­ем пе­чей на­хо­див­ших­ся в церк­вях а за­тем утра­чен­ных по тем или иным при­чи­нам. Ко­ми­тет по куль­ту­ре пе­ре­да­ет нам для ре­став­ра­ции ста­рин­ные пе­чи и ка­ми­ны от­дан­ные част­ны­ми ли­ца­ми. Мы ре­ста­ври­ру­ем их и уста­нав­ли­ва­ем в ка­ком-ли­бо из па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры. Та­ким об­ра­зом стра­ин­ные пе­чи неред­ко без­воз­мезд­но пе­ре­да­ют­ся в хра­мы раз­ных го­ро­дов Рос­сии.

-То есть вы ре­ша­е­те ко­му пе­ре­дать эти пе­чи?

— Су­ще­ству­ет некая бюр­ро­кра­ти­че­ская це­поч­ка но она до­ста­точ­но про­ста и дан­ные из­де­лия по­па­да­ют в церк­ви при­но­сят поль­зу. Пе­чи пе­ре­да­ют в разо­бран­ном ви­де. На­ши спе­ци­а­ли­сты при­ез­жа­ют и уста­нав­ли­ва­ют их.

— Рас­ска­жи­те по­жа­луй­ста об ис­то­рии ис­поль­зо­ва­ния ке­ра­ми­ки в пра­во­слав­ных хра­мах.

— Гли­на и цер­ков­ная те­ма­ти­ка очень близ­ки. Ведь по пре­да­нию Бог со­здал пер­во­го че­ло­ве­ка из гли­ны взял его из зем­ли. У мно­гих на­ро­дов су­ще­ству­ет по­ве­рие что че­ло­век вы­шел из поч­вы — и от это­го за­ви­сит да­же раз­ли­чие ра­со­вых при­зна­ков: у нас гли­ны свет­лые — и лю­ди свет­ло­ко­жие ру­сые а в Аф­ри­ке гли­ны чер­ные…

— Ин­те­рес­ное сов­па­де­ние.

— Да та­кеи ле­ген­ды су­ще­ству­ют. Что ка­са­ет­ся Рос­сии из­раз­цы бы­ли за­ве­зе­ны из Ев­ро­пы через Псков­скую об­ласть в XV ве­ке и ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись по­яви­лись ма­стер­ские по их из­го­тов­ле­нию. Из­раз­цы ис­поль­зо­ва­лись как укра­ше­ние хра­мов и свет­сикх зда­ний как фа­са­дов так и внут­рен­них ин­те­рье­ров пе­чей ко­лонн стен. ВО вре­ме­на пат­ри­ар­ха Ни­ко­на­из­раз­цы бы­ли из­люб­лен­ной те­мой в ар­хи­тек­ту­ре при­чем цве­та пре­об­ла­да­ли лу­боч­ные мно­го­кра­соч­ные от­тен­ки крас­но­го жел­то­го зе­ле­но­го. Рас­пис­ные по­ли­вы очень яр­кая гла­зурь. Это-су­гу­бо рус­ское на­прав­ле­ние. Ев­ро­пей­ские из­раз­цы име­ют бо­лее глухую сдер­жан­ную гам­му.

— Мно­гое ли со­хра­ни­лось с тех вре­мен?

— Тех­но­ло­гии тех лет не поз­во­ля­ли сде­лать ке­ра­ми­ку устой­чи­вой к рос­сий­ско­му кли­ма­ту. Со­от­вет­ствен­но мно­гое бы­ло уте­ря­но но нема­ло и со­хра­ни­лось. Это поз­во­ля­ет уви­деть ка­кие бы­ли ма­сте­ра ка­ко­вы прин­ци­пы ра­бо­ты. Се­го­дня ре­став­ра­то­ры ре­гу­ляр­но про­во­дят вос­ста­но­ви­тель­ные ме­ро­при­я­тия. В них за­дей­ство­ва­ны и спе­ци­а­ли­сты на­шей фир­мы. Мы со­труд­ни­ча­ем с Ко­ми­те­том по охране па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры.

— Рас­ска­жи­те по­жа­луй­ста о са­мых ин­те­рес­ных объ­ек­тах.

— Мы вос­ста­нав­ли­ва­ли по фо­то­гра­фии печь ко­то­рая бы­ла утра­че­на в квар­ти­ре свя­то­го пра­вед­но­го от­ца Иоан­на в Крон­штад­те. Сей­час там дей­ству­ет му­зей. Недав­но на­ши ма­сте­ра ра­бо­та­ли в очень древ­ней церк­ви на ре­ке Свирь. Там мы смон­ти­ро­ва­ли две ста­рин­ных пе­чи пе­ре­дан­ных Ко­ми­те­том по куль­ту­ре Санкт-Пе­тер­бур­га. В этом хра­ме ис­то­ри­че­ски на­хо­ди­лись пе­чи ко­то­рые за­тем бы­ли без­воз­врат­но утра­че­ны — со­хра­ни­лись толь­ко ис­то­ри­че­ские за­пи­си сви­де­тель­ству­ю­щие об их су­ще­ство­ва­нии. Пе­чи то­го же вре­ме­ни что сам храм. А сей­час мы ра­бо­та­ем над ки­но­те­ат­ром «ро­ди­на» в Санкт-Пе­тер­бур­ге — это быв­шее зда­ние Эко­но­ми­че­ское кре­дит­ное об­ще­ство по­стро­ен­ное в XIX сто­ле­тии. Оно укра­ше­но ке­ра­ми­кой из­вест­но­го ма­сте­ра тех лет Ва­у­ли­на: огром­ные ка­пи­те­ли ба­ля­си­ны гро­мад­ная кар­тушь с кры­ла­ты­ми льва­ми. Там при­ме­не­на очень ин­те­рес­ная тех­ни­ка люст­ров­ки бла­го­да­ря ко­то­рой гла­зу­ри при­сущ зо­ло­той от­лив блеск. Идет ре­став­ра­ция зда­ния быв­ше­го Гвар­дей­ско­го эко­но­ми­че­ско­го об­ще­ства укра­шен­но­го ра­бо­та­ми то­го же ма­сте­ра. Ке­ра­ми­ка там так­же вы­пол­не­на в тех­ни­ке люст­ров­ки: мас­ка­ро­ны жен­ские и муж­ские герб в ви­де дву­гла­во­го ор­ла на­вер­ху зда­ния — он был сбит еще в 20-х гг. До нас до­шли лишь ску­пые фо­то­гра­фи­че­ски ма­те­ри­а­лы по ко­то­рым мы те­перь ра­бо­та­ем. Еще один из ин­те­рес­ней­ших объ­ек­тов на­бе­реж­ная ре­ки Мой­ки 122 — это дом Ве­ли­ко­го кня­зя Алек­сея Алек­сан­дро­ви­ча там мы ре­ста­ври­ру­ем го­сти­ную вы­по­лен­ную в из­раз­цо­вой тех­ни­ке мно­го­чис­лен­ные ке­ра­ми­че­ские по­лы в под­валь­ных по­ме­ще­ни­ях и из­раз­цо­вые об­ли­цов­ки стне. Недав­но за­кон­чи­ли один из особ­ня­ко Ко­чу­бея в Пе­тер­бур­ге где при­сут­ство­ва­ли бо­лее се­ми пре­крас­ных пе­чей и ка­ми­нов.

— Спе­ци­а­ли­сты ма­стер­ской «Пал­ла­да» ве­дут на­уч­ную ис­сле­до­ва­тель­скую ра­бо­ту?

— Без­услов­но. За­ни­ма­ясь ре­став­ра­ци­ей мы долж­ны вы­яв­лять под­лин­ность из­де­лий про­во­дить ис­то­ри­че­ские за­клю­че­ния. Со­от­вет­ствен­но у нас в шта­те со­сто­ит со­труд­ник ко­то­рый по­сто­ян­но ра­бо­та­ет в ар­хи­вах вы­ез­жа­ет в ко­ман­ди­ров­ки со­би­ра­ет ма­те­ри­ал про­во­дит да­же неболь­шие ар­хео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки на тех ме­стах где мог­ло хра­нить­ся нечто от ин­те­ре­су­ю­ще­го нас объ­ек­та.

-На­сколь­ко ши­ро­ко бы­ли рас­про­стра­не­ны в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии ико­но­ста­сы сде­лан­ные из ке­ра­ми­ки?

— Од­ни из пер­вых ке­ра­ми­че­ских ико­но­ста­сов бы­ли вы­пол­не­ны на за­во­дах бра­тьев Куз­не­цо­вых в XVIII-XIX вв. На этих пред­при­я­ти­ях со­зда­но бо­лее 20 ико­но­ста­сов укра­шав­ших церк­ви по всей Рос­сии. Мно­гие из них со­хра­ни­лись в непло­хом со­сто­я­нии — там где хра­мы не за­кры­ва­лись дру­гие бы­ли утра­че­ны. На­ша ма­стер­ская на­хо­дит­ся ря­дом с цер­ко­вью Бо­го­яв­ле­ния на Гу­ту­ев­ском ост­ро­ве Санкт-Пе­тер­бур­га. В 1911 г. эта цер­ковь по­лу­чи­ла Гран-при за кра­со­ту убран­ства на Па­риж­ской вы­став­ке. Она рас­пи­са­на в Вас­не­цов­ской ма­не­ре. Сна­ру­жи храм укра­шен раз­но­цвет­ны­ми из­раз­ца­ми а внут­ри до ре­во­лю­ции на­хо­дил­ся фар­фо­ро­вый (не рас­пис­ной) ико­но­стас от ко­то­ро­го увы оста­лись лишь фо­то­грай­ии хра­ня­щи­е­ся те­перь в Эр­ми­та­же. Они сви­де­тель­ству­ют о необы­чай­ной кра­со­те это­го про­из­ве­де­ния ке­ра­ми­че­ско­го ис­кус­ства.

— Из­раз­цо­вые пе­чи на­хо­ди­лись в сель­ских и го­род­ских церк­вях жи­лых до­мах не слиш­ком бо­га­тых лю­дей. Для XVII-XIX ве­ка это бы­ло пред­ме­том рос­ко­ши?

— Да. Та­кие пе­чи бы­ли рас­про­стра­не­ны до­ста­точ­но ши­ро­ко. Ко­неч­но для жи­те­лей Моск­вы Санкт-Пе­тер­бур­га — цен­траль­ных го­ро­дов Рос­сии — бы­ло осо­бен­но ха­рак­тер­но стрем­ле­ние укра­сить жи­ли­ще при­дать ему ин­ди­ви­ду­аль­ность в том чис­ле и с по­мо­щью из­раз­цо­вой пе­чи. Но не сто­ит за­бы­вать и о прак­ти­че­ской сто­роне во­про­са. Так как из­ра­зец вы­пол­нен из то­го же ма­те­ри­а­ла что и кир­пич а клас­си­че­ский ме­тод мон­та­жа из­раз­цов под­ра­зу­ме­ва­ет па­рал­лель­ную кир­пи­чу клад­ку то по­лу­ча­ет­ся из­де­лие цель­ное вы­пол­ня­ю­щее роль ак­ку­му­ля­то­ра. на­кап­ли­ва­е­мое кир­пи­чом и из­раз­ца­ми теп­ло со­хра­ня­ет­ся очень дол­го не поз­во­ля­ет по­ме­ще­нию осты­вать.

— А в на­ше вре­мя ко­гда есть элек­три­че­ство дру­гие совре­мен­ные спо­со­бы отоп­ле­ния уста­нов­ка в хра­ме пе­чи це­ле­со­об­раз­на?

— Я счи­таю что и в на­ше вре­мя печь не по­те­ря­ла сво­е­го прак­ти­че­ско­го зна­че­ния. Мно­гие церк­ви на­хо­дят­ся в де­рев­нях где слу­ча­ют­ся пе­ре­бои с элек­тро­энер­ги­ей и да­же с под­во­зом со­ляр­ки и в та­ких усло­ви­ях печь как аль­тер­на­тив­ный ото­пи­тель­ный при­бор очень да­же при­го­дит­ся. Она не толь­ко укра­сит по­ме­ще­ние но и не даст за­мерз­нуть.

— Но до­ступ­на ли уста­нов­ка пе­чи для небо­га­то­го при­хо­да?

— Мож­но по­до­брать до­ста­точ­но прак­тич­ную и со­всем не до­ро­гую печь ко­то­рая пре­крас­но спра­вит­ся с отоп­ле­ни­ем по­ме­ще­ния. Ее мож­но и не укра­шать ке­ра­ми­кой про­сто вы­ло­жить из спе­ци­аль­но­го печ­но­го кир­пи­ча или из ли­це­во­го — он немно­го по­до­ро­же за­то кра­си­вее.

— По­ми­мо кра­со­ты и теп­ла рус­ская печь да­ет та­кие ку­ли­нар­ные воз­мож­но­сти о ко­то­рых мы поль­зу­ясь элек­тро­пли­та­ми дав­но за­бы­ли… Не на­блю­да­ет­ся ли се­го­дня стрем­ле­ния воз­ро­дить тра­ди­цию го­то­вить в печ­ке?

— Да печь дол­го со­хра­ня­ет теп­ло по­сте­пен­но от­да­ет его про­дук­там. Это­го нет ни у од­но­го совре­мен­но­го при­бо­ра. Рас­ска­жу за­нят­ный слу­чай. Од­на­жды у нас сде­лал за­каз ди­рек­тор од­но­го круп­но­го пред­при­я­тия. По вы­ход­ным этот че­ло­век сам го­то­вит для се­мьи: ва­рит су­точ­ные щи (они то­мят­ся в пе­чи сут­ки при тем­пе­ра­ту­ре 60 гра­ду­сов) вы­пе­ка­ет хлеб па­рит тык­ву свек­лу и т.д. На­шей ос­нов­ной за­да­чей бы­ло со­здать рус­скую печь ко­то­рая бы со­хра­ня­ла тем­пе­ра­ту­ру в те­че­ние су­ток. Уста­нав­ли­ва­лась она как ни стран­но в лет­нем за­го­род­ном до­ми­ке — хо­лод­ном по­ме­ще­нии и на 90% на­хо­ди­лась на ули­це. За­каз­чи­ку был ну­жен не обо­грев а кра­со­та и ку­ли­нар­ные воз­мож­но­сти. Часть сте­ны разо­бра­ли сде­ла­ли спе­ци­аль­ный фун­да­мент. На­ши спе­ци­а­ли­сты: ар­хи­тек­тор ин­же­нер и мон­таж­ная бри­га­да — очень от­вет­ствен­но по­до­шли к за­да­нию Про­счи­та­ли ка­кие долж­ны быть изо­ля­ци­он­ные слои сде­ла­ли — сут­ки ки­пя­ти­ли во­ду из­ме­ря­ли тем­пе­ра­ту­ру с по­мо­щью тер­мо­мет­ра… И вы­пол­ни­ли свою за­да­чу.

Бе­се­до­ва­ла Али­на Сер­гей­чук.
"
Яндекс.Погода
Цитата недели
Сегодня именинники:
Наш подход — сочетание современных технологий и вековых традиций керамического мастерства.
Каталог работ 2016-17 ПАЛЛАДА

Приглашаем к сотрудничеству авторов очерков! Ваша статья будет размещена на нашем сайте с фотографиями и указанием авторства.

Присылайте Ваши материалы на е-mail
info@pallada-afina.ru

Положение о персональных данных работников ООО Паллада
Используя передовые технологии и качественные материалы, реставраторы воссоздают первоначальный вид исторического объекта, коорый может радовать глаз петербужцев и гостей города. Посмотреть все направления