Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Клаюмене Даля Architectural Ceramics of Vilnius Homes

31 / 05 / 2018

В ре­дак­цию жур­на­ла "Ар­хи­тек­тур­ная ке­ра­ми­ка ми­ра" по­сту­пи­ла ста­тья для пуб­ли­ка­ции
---

Клаю­мене Да­ля "Architectural Ceramics of Vilnius Homes: Local and Imported Industrial Products and their Attribution in the19th - early 20th Century".

Dalia Klajumienė 

Institution: Institute of Art Research in Vilnius Academy of Arts

Position: Head of Department of Cultural Heritage Research, Senior Researcher

ВИЛЬНЮССКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА: МЕСТНАЯ И ПРИВОЗНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ XIX – НАЧАЛА XX ВВ. И ЕЕ АТРИБУЦИЯ

Ан­но­та­ция

В ста­тье ана­ли­зи­ру­ет­ся ар­хи­тек­тур­ная ке­ра­ми­ка, ко­то­рая пред­ла­га­лась жи­те­лям Виль­ню­са XIX – на­ча­ла XX вв. – цен­тра гу­бер­нии Рос­сий­ской им­пе­рии в рас­смат­ри­ва­е­мый пе­ри­од, и спе­ци­фи­ка ее ат­ри­бу­ции. Ши­ро­кий вы­бор про­дук­ции так или ина­че от­ра­жа­ет­ся в де­ко­ре со­хра­нив­ших­ся зда­ний. Ке­ра­ми­че­ские из­де­лия как эле­мент укра­ше­ния виль­нюс­ских до­мов в ос­нов­ном ис­поль­зо­ва­лись в об­ли­цов­ке по­лов, пе­чей и ка­ми­нов. Ке­ра­ми­ка для укра­ше­ния фа­са­дов зда­ний ис­поль­зо­ва­лась крайне ред­ко. Вы­дви­га­ет­ся ги­по­те­за, что та­кой вид де­ко­ра не по­лу­чил ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния по­то­му, что в ос­нов­ном ры­нок был за­пол­нен про­дук­ци­ей пя­ти мест­ных бе­тон­ных фаб­рик и вме­сто ке­ра­ми­че­ских эле­мен­тов жи­те­ли ста­ли ис­поль­зо­вать де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты из бе­то­на.

Ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что ке­ра­ми­че­ские плит­ки жи­те­лям Виль­ню­са пред­ла­га­ли по мень­шей ме­ре пять про­из­во­ди­те­лей ке­ра­ми­ки из Поль­ши и Гер­ма­нии, сре­ди ко­то­рых боль­шин­ство про­дук­ции по­став­ля­ли Villeroy & Boch, Dziewulski i Lange, Marywil. Несмот­ря на то, что ке­ра­ми­ка пред­ла­га­лась для от­дел­ки по­ла и стен, до на­ших дней со­хра­нил­ся в ос­нов­ном толь­ко де­кор по­ла. В ста­тье пред­став­лен срав­ни­тель­ный ана­лиз ор­на­мен­та на­поль­ных пли­ток, как ке­ра­ми­че­ских, так и бе­тон­ной мо­за­и­ки, и ука­за­ны вы­яв­лен­ные фир­мен­ные зна­ки про­из­во­ди­те­лей.

Ана­лиз ис­поль­зо­ван­ной в от­дел­ке виль­нюс­ских до­мов ар­хи­тек­тур­ной ке­ра­ми­ки поз­во­ля­ет вы­дви­нуть и до­ка­за­тель­ное утвер­жде­ние о том, что наи­бо­лее точ­но иден­ти­фи­ци­ро­вать про­из­во­ди­те­ля да­ют воз­мож­ность толь­ко фир­мен­ные зна­ки, а не ор­на­мент из­де­лий или об­на­ру­жен­ные ка­та­ло­ги. Ос­но­ва­ни­ем для по­доб­но­го утвер­жде­ния слу­жит на­коп­лен­ный в хо­де ис­сле­до­ва­ния опыт, сви­де­тель­ству­ю­щий о том, что бо­лее мел­кие про­из­во­ди­те­ли обыч­но не со­зда­ва­ли ори­ги­наль­ных из­де­лий, а поль­зо­ва­лись со­здан­ны­ми круп­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми и в про­из­вод­стве опро­бо­ван­ны­ми мо­де­ля­ми. Про­из­во­ди­те­ли на­поль­ной плит­ки ко­пи­ро­ва­ли про­дук­цию фаб­ри­ки Villeroy & Boch, а про­из­во­ди­те­ли из­раз­цов сле­до­ва­ли об­раз­цам из­раз­цо­вых пе­чей Бер­ли­на и Вель­те­на.

В ста­тье пред­став­ле­ны клей­ма про­из­во­ди­те­лей, об­на­ру­жен­ные в виль­нюс­ских до­маш­них пе­чах, ко­то­рые да­ют ос­но­ва­ние утвер­ждать, что го­ро­жа­нам эту про­дук­цию пред­ла­га­ли фаб­ри­ки со­сед­них гу­бер­ний Рос­сий­ской им­пе­рии (Ко­вен­ской, Мин­ской, Грод­нен­ской, Ви­теб­ской, Ли­ф­лянд­ской, Курш­ской гу­бер­нии и Ко­ролев­ства Поль­ско­го), а так­же фаб­ри­ки Гер­ма­нии, ко­то­рая под­дер­жи­ва­ла с Им­пе­ри­ей хо­ро­шие по­ли­ти­че­ские и эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния.

 

---
Дан­ная ста­тья бу­дет опуб­ли­ко­ва­на в оче­ред­ном вы­пус­ке жур­на­ла "Ар­хи­тек­тур­ная ке­ра­ми­ка ми­ра", по­свя­щен­но­го от­кры­тию «Му­зея ар­хи­тек­тур­ной ху­до­же­ствен­ной ке­ра­ми­ки».

-----
При­гла­ша­ем Вас опуб­ли­ко­вать свои ра­бо­ты в жур­на­ле "Ар­хи­тек­тур­ная ке­ра­ми­ка ми­ра".

Оче­ред­ной вы­пуск жур­на­ла по­свя­щен от­кры­тию «Му­зея ар­хи­тек­тур­ной ху­до­же­ствен­ной ке­ра­ми­ки».

Ста­тьи на­прав­лять в ре­дак­цию жур­на­ла по адре­су: info@pallada-afina.ru

Ста­тья в жур­нал "Ар­хи­тек­тур­ная ке­ра­ми­ка ми­ра" при­ни­ма­ет­ся к опуб­ли­ко­ва­нию по­сле рас­смот­ре­ния ре­дак­ци­он­ной кол­ле­ги­ей при на­ли­чии сле­ду­ю­щих ма­те­ри­а­лов:

1. Све­де­ния об ав­то­рах (Фа­ми­лия Имя От­че­ство, ме­сто ра­бо­ты, уче­ная сте­пень, зва­ние).
2. На­зва­ние ста­тьи (на рус­ском и ан­глий­ском язы­ках).
3. Ан­но­та­ция к ста­тье (на рус­ском и ан­глий­ском язы­ках – несколь­ко пред­ло­же­ний, один аб­зац).
4. Клю­че­вые сло­ва (от 7 до 15 слов/сло­во­со­че­та­ний на рус­ском и ан­глий­ском язы­ках).
5. Ста­тья (от 5 стра­ниц до 1 ав­тор­ско­го ли­ста, стан­дарт­ное фор­ма­ти­ро­ва­ние Word 98/2000/7/10).
6. Спи­сок ли­те­ра­ту­ры (ал­фа­вит­ный, без но­ме­ров – по ГОСТ 7.0.5-2008 офор­мит наш тех­ни­че­ский ре­дак­тор).
7. Ил­лю­стра­ции (при­мер­но од­на-две на каж­дой стра­ни­це).
8. Снос­ки.
----

Яндекс.Погода
Цитата недели
Сегодня именинники:
Наш подход — сочетание современных технологий и вековых традиций керамического мастерства.
Каталог работ 2016-17 ПАЛЛАДА

Приглашаем к сотрудничеству авторов очерков! Ваша статья будет размещена на нашем сайте с фотографиями и указанием авторства.

Присылайте Ваши материалы на е-mail
info@pallada-afina.ru

Положение о персональных данных работников ООО Паллада
Используя передовые технологии и качественные материалы, реставраторы воссоздают первоначальный вид исторического объекта, коорый может радовать глаз петербужцев и гостей города. Посмотреть все направления