Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

К вопросу реставрации собора Казанской иконы Богородицы в Новодевичьем монастыре.

31 / 05 / 2017


Ре­став­ра­ция фа­са­дов со­бо­ра Ка­зан­ской ико­ны Бо­го­ро­ди­цы, на­ча­тая в 2015 г., про­дол­жа­ет­ся вто­рой год. В ре­став­ра­ци­он­ное за­да­ние вклю­че­но и вос­со­зда­ние че­ре­пич­ной кров­ли. 
Кров­ля при­шла в ава­рий­ное со­сто­я­ние по той при­чине, что за­бро­шен­ное зда­ние го­да­ми не отап­ли­ва­лось, не про­во­дил­ся те­ку­щий ре­монт. Слож­но пред­по­ло­жить, в свя­зи с чем бы­ла в 2000-е го­ды одоб­ре­на за­ме­на ис­то­ри­че­ской че­ре­пи­цы на ли­сто­вое же­ле­зо, од­на­ко, про­изо­шло имен­но так. За­ме­на ис­ка­зи­ла пер­во­на­чаль­ный за­мы­сел ар­хи­тек­то­ра Ва­си­лия Ко­ся­ко­ва, упро­сти­ла внеш­ний вид хра­ма. 
Тра­ди­ция пе­ре­не­се­ния об­ра­зов Свя­той зем­ли на рус­скую зем­лю (Но­вый Иеру­са­лим под Моск­вой) про­дол­жи­лась в эпо­ху ис­то­риз­ма, ко­гда рус­ские ар­хи­тек­то­ры воз­во­ди­ли хра­мы в ви­зан­тий­ском ду­хе. Цер­ковь Ка­зан­ской ико­ны Бо­го­ро­ди­цы в Но­во­де­ви­чьем мо­на­сты­ре на­пря­мую от­сы­ла­ет нас к Свя­той Со­фии в быв­шей сто­ли­це «Вто­ро­го Ри­ма» - Кон­стан­ти­но­по­ле. 
Ке­ра­ми­че­ских кро­вель в Пе­тер­бур­ге не так уж мно­го. Это преж­де все­го хра­мы – Со­бор­ная ме­четь, цер­ковь в Иоан­нов­ском мо­на­сты­ре на наб. Кар­пов­ки, цер­ковь на Но­во­де­ви­чьем клад­би­ще, му­зей А.В. Су­во­ро­ва, и, ко­неч­но, Ка­зан­ская цер­ковь. Спе­ци­а­ли­стам, изу­чив хи­ми­че­ский со­став че­ре­пи­цы на­ча­ла XX ве­ка, уда­лось разо­брать­ся, по­че­му ме­нее чем за сто­ле­тие че­ре­пич­ная кров­ля на этих зда­ни­ях при­хо­дит в ава­рий­ное со­сто­я­ние. Не бы­ло в рас­по­ря­же­нии ке­ра­ми­стов совре­мен­ных до­ба­вок, уве­ли­чи­ва­ю­щих срок экс­плу­а­та­ции че­ре­пи­цы осо­бен­но в слож­ном пе­тер­бург­ском кли­ма­те. При­ме­не­ние но­вей­ших тех­но­ло­гий поз­во­ля­ет при со­хра­не­нии аутен­тич­но­го внеш­не­го ви­да обес­пе­чить бо­лее дол­говре­мен­ный срок служ­бы че­ре­пич­ной кров­ли.
Два го­да на­зад бы­ла вос­со­зда­на ке­ра­ми­че­ская кров­ля на зда­нии му­зея А.В. Су­во­ро­ва. По­стра­дав­шее в го­ды вой­ны зда­ние бы­ло за­кон­сер­ви­ро­ва­но, но оста­ва­лось бес­хоз­ным; в 1949 г. пра­ви­тель­ство при­ня­ло ре­ше­ние вос­ста­но­вить му­зей ве­ли­ко­го пол­ко­вод­ца. В 1950 – 1951 гг. при ре­став­ра­ции зда­ния че­ре­пич­ную кров­лю за­ме­ни­ли на же­лез­ную. Спу­стя 65 лет при оче­ред­ной ре­став­ра­ции бы­ло при­ня­то ре­ше­ние вос­ста­но­вить че­ре­пич­ную кров­лю, за­ме­нив ке­ра­ми­ку на фар­фор (фар­фор – вид ке­ра­ми­ки), как бо­лее под­хо­дя­щий ма­те­ри­ал для на­ше­го кли­ма­та. Пред­ва­ри­тель­но бы­ли про­ве­де­ны ис­пы­та­ния на проч­ность, во­до­по­гло­ще­ние и мо­ро­зо­устой­чи­вость фар­фо­ро­вой че­ре­пи­цы. Ре­став­ра­то­рам уда­лось не толь­ко вос­ста­но­вить внеш­ний вид утра­чен­ной че­ре­пич­ной кров­ли, но и сде­лать ее го­раз­до бо­лее проч­ной, неже­ли преж­няя. На­пом­ним, что в Со­бор­ной ме­че­ти еще в 1990-х го­дах май­о­ли­ко­вую об­ли­цов­ку ку­по­ла и ми­на­ре­тов так­же за­ме­ни­ли на об­ли­цов­ку из фар­фо­ра. Из­ме­не­ние хи­ми­че­ско­го со­ста­ва экс­те­рьер­ной ке­ра­ми­ки в це­лях улуч­ше­ния ее ка­че­ства и экс­плу­а­та­ци­он­ных ха­рак­те­ри­стик, не де­ла­ет ее дру­гим ма­те­ри­а­лом: она по-преж­не­му оста­ет­ся ке­ра­ми­кой. 
Вос­со­зда­ние че­ре­пич­ной кров­ли вернет хра­му Ка­зан­ской ико­ны Бо­го­ро­ди­цы ис­то­ри­че­ской внеш­ний вид. Од­на­ко это воз­мож­но толь­ко при усло­вии со­хра­не­ния фор­мы и раз­ме­ров ста­рой че­ре­пи­цы. Оче­вид­но, что ис­поль­зо­ва­ние стан­дарт­ной за­вод­ской че­ре­пи­цы, сде­лан­ной для мас­со­во­го по­треб­ле­ния, не до­пу­сти­мо. Та­кое ре­ше­ние про­ти­во­ре­чит прин­ци­пам на­уч­ной ре­став­ра­ции; оно па­губ­но ска­жет­ся на ви­зу­аль­ных ха­рак­те­ри­сти­ках па­мят­ни­ка, уни­что­жит гар­мо­нич­ное со­че­та­ние эле­мен­тов фа­са­дов и че­ре­пич­ной кров­ли. 
В дан­ной за­мет­ке хо­чет­ся на­пом­нить и о пред­сто­я­щей ре­став­ра­ции фа­са­дов Иоан­нов­ско­го мо­на­сты­ря. Преду­смат­ри­ва­ет ли ре­став­ра­ци­он­ное за­да­ние вос­со­зда­ние пер­во­на­чаль­но­го об­ли­ка ку­по­лов с ис­поль­зо­ва­ни­ем раз­но­цвет­ной гла­зу­ро­ван­ной че­ре­пи­цы?
На­пом­ним, что из се­бя пред­став­лял храм Иоан­нов­ско­го мо­на­сты­ря: «Воз­дей­ствие ви­зан­тий­ских про­то­ти­пов яс­но ощу­ща­ет­ся и в об­ли­ке Иоан­нов­ско­го мо­на­сты­ря на на­бе­реж­ной ре­ки Кар­пов­ки, про­ект ко­то­ро­го Н. Н. Ни­ко­нов раз­ра­бо­тал в 1899 г. Этот мо­на­стыр­ский ком­плекс стал круп­ней­шим пе­тер­бург­ским про­из­ве­де­ни­ем ар­хи­тек­то­ра….. Сте­ны об­ли­цо­ва­ны ке­ра­ми­че­ской плит­кой в два то­на, что на­по­ми­на­ет древ­ние ви­зан­тий­ские по­строй­ки с ха­рак­тер­ной для них «сло­и­стой» клад­кой…. «Кров­ля ку­по­лов,— го­во­ри­лось в из­дан­ном до ре­во­лю­ции опи­са­нии мо­на­сты­ря,— по­кры­та бле­стя­щей по­ли­вой бе­ло­го, зе­ле­но­го и си­не­го цве­та, что вме­сте с кра­си­вой об­ли­цов­кой хра­ма уже из­да­ли про­из­во­дит на по­се­ти­те­ля свет­лое и от­рад­ное впе­чат­ле­ние».
Бу­дет ли вос­со­зда­на ис­то­ри­че­ская че­ре­пи­ца на Ка­зан­ской церк­ви, ка­кое ре­ше­ние бу­дет при­ня­то по кров­ли хра­ма Иоан­нов­ско­го мо­на­сты­ря, на­де­ем­ся, узнать уже в бли­жай­шее вре­мя.
Ко­рен­цвит В. А.

Яндекс.Погода
Цитата недели
Сегодня именинники:
Наш подход — сочетание современных технологий и вековых традиций керамического мастерства.
Каталог работ 2016-17 ПАЛЛАДА

Приглашаем к сотрудничеству авторов очерков! Ваша статья будет размещена на нашем сайте с фотографиями и указанием авторства.

Присылайте Ваши материалы на е-mail
info@pallada-afina.ru

Положение о персональных данных работников ООО Паллада
Используя передовые технологии и качественные материалы, реставраторы воссоздают первоначальный вид исторического объекта, коорый может радовать глаз петербужцев и гостей города. Посмотреть все направления