Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

День памяти Святителя Николая, Архиепископа Японского

10 / 02 / 2014

Пер­вые се­ме­на пра­во­слав­ной ве­ры на япон­ской зем­ле бы­ли по­се­я­ны иеро­мо­на­хом (в по­след­ствии ар­хи­епи­ско­пом) Ни­ко­ла­ем (Ка­сат­ки­ным), ко­то­рый при­е­хал в Япо­нию в 1861 го­ду в ка­че­стве на­сто­я­те­ля церк­ви при Рос­сий­ском кон­суль­стве в Ха­ко­да­те. Бо­лее 50 лет тру­дил­ся в Япо­нии свя­ти­тель Ни­ко­лай на ни­ве Хри­сто­вой, про­све­щая япон­цев све­том Ис­ти­ны. Его за­слу­ги в ка­че­стве ос­но­ва­те­ля и пер­во­го пред­сто­я­те­ля Япон­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ши­ро­ко из­вест­ны не толь­ко в Япо­нии и Рос­сии, но и во всем ми­ре. Бла­жен­ная кон­чи­на ар­хи­епи­ско­па Ни­ко­лая по­сле­до­ва­ла 16 фев­ра­ля 1912 го­да, а в 1970 го­ду он был при­чис­лен Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых с на­име­но­ва­ни­ем рав­ноап­о­столь­ный.

Се­го­дня мы пуб­ли­ку­ем ста­тью К.К. Ло­га­че­ва, опуб­ли­ко­ван­ную в жур­на­ле «При­мор­ский Бла­го­вест» Вла­ди­во­сток­ской епар­хии, по­свя­щен­ную Свя­ти­те­лю и его тру­дам.

ОБЩЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА С НЕПРАВОСЛАВНЫМИ:

ОПЫТ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА ЯПОНСКОГО

Ло­га­чев К. К., Санкт-Пе­тер­бург


Пра­во­слав­ный мис­си­о­нер в на­ши дни окру­жен агрес­сив­ной и ли­це­мер­ной непра­во­слав­ной сти­хи­ей. Ему очень важ­но пра­виль­но по­стро­ить свои от­но­ше­ния с непра­во­слав­ны­ми. И здесь неоце­ни­мую по­мощь ока­жут пра­во­слав­но­му мис­си­о­не­ру прин­ци­пы та­ких от­но­ше­ний, вы­ра­бо­тан­ные Свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем, Ар­хи­епи­ско­пом Япон­ским, за мно­гие го­ды сво­ей Пра­во­слав­ной про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­сти.
По­сто­ян­ной чер­той Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая бы­ла его про­во­слав­ная прин­ци­пи­аль­ность, про­яв­ля­е­мая все­гда и при лю­бых об­сто­я­тель­ствах. Так, 20 но­яб­ря 1879 го­да Свя­ти­тель Ни­ко­лай был в Зим­нем Двор­це, у Гра­фи­ни Алек­сан­дры Ан­дре­ев­ны Тол­стой, для сбо­ра по­жерт­во­ва­ний на Пра­во­слав­ную Япон­скую Мис­сию. Свя­ти­тель за­пи­сал по­том: «Гра­фи­ня — из­вест­ная Ред­сто­ко­ва по­чи­та­тель­ни­ца, и по­то­му я не воз­дер­жал­ся, чтобы несколь­ко го­ря­чо не на­пасть на про­те­стан­тов. На здо­ро­вье! До­ро­га не по­мощь, а Ис­ти­на Пра­во­сла­вия!» (20 но­яб­ря 1879). 20 ян­ва­ря 1880 го­да Свя­ти­тель Ни­ко­лай был в до­ме Гра­фа Сер­гия Дмит­ри­е­ви­ча Ше­ре­ме­те­ва, где со­бра­лось боль­шое об­ще­ство. Опи­сы­вая это по­се­ще­ние, Свя­ти­тель от­ме­тил: « Ко­гда за­шла речь о ка­то­ли­ках, и я стал ха­рак­те­ри­зо­вать их, неко­то­рые из го­стей вста­ли и ушли, — долж­но быть, ка­то­ли­ки, и не по вку­су при­шлось и по­де­лом! Не Пра­во­сла­вию с по­ля ухо­дить». (20 ян­ва­ря 1880).
Глав­ное, что счи­тал со­вер­шен­но необ­хо­ди­мым Свя­ти­тель Ни­ко­лай, — это ис­клю­че­ние в де­я­тель­но­сти пра­во­слав­но­го мис­си­о­не­ра все­го, что хоть в ка­кой-то сте­пе­ни мо­жет счи­тать­ся дог­ма­ти­че­ской уступ­кой непра­во­сла­вию. Ко­гда скон­ча­лась Ко­роле­ва Вик­то­рия, Свя­ти­тель Ни­ко­лай за­пи­сал: «Епи­скоп Од­рей хо­тел мо­е­го со­уча­стия с ни­ми, дву­мя епи­ско­па­ми» в ан­гли­кан­ской ме­мо­ри­аль­ной служ­бе. Свя­ти­тель от­ве­тил от­ка­зом и под­черк­нул: «Не про­да­вать же Пра­во­сла­вие за лю­без­ность! Дог­мат у нас — раз­ный как же бы мы ста­ли мо­лить­ся еди­но­душ­но? Где дог­мат — там нам нель­зя ни на иоту усту­пать или ми­ро­во­лить ни про­те­стан­там, ни ка­то­ли­кам. Не сле­до­ва­ло бы и Прео­свя­щен­но­му Ти­хо­ну, в Аме­ри­ке, яв­лять­ся в ман­тии на ор­ди­на­ции епи­ско­паль­но­го би­шо­па» (15 ян­ва­ря 1901).
Де­ло в том, что при­мер­но ме­ся­цем рань­ше епи­ско­паль­ный мис­си­о­нер Джеф­фе­рис по­ка­зал Свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю ста­тью о по­свя­ще­нии епи­ско­паль­но­го епи­ско­па Вел­ле­ра с ил­лю­стра­ци­ей, где пра­во­слав­ный Епи­скоп Ти­хон «сто­ит в ар­хи­ерей­ской ман­тии, с чет­ка­ми, в кло­бу­ке, а за ним — иеро­мо­нах и свя­щен­ник, в кре­стах». Свя­ти­тель Ни­ко­лай за­пи­сал: «Ме­ня немно­го пе­ре­дер­ну­ла эта кар­ти­на – к че­му это Ти­хон в ар­хи­ерей­ской ман­тии за­те­сал­ся сю­да? Джеф­фе­рис воз­ра­жал, меж­ду про­чим, что его епи­скоп Мак-Ким то­же очень же­ла­ет еди­не­ния — но в ви­дах успе­ха сво­е­го имен­но мис­си­о­нер­ско­го де­ла в Япо­нии. Я ска­зал на это, что это ед­ва ли мо­жет со­сто­ять­ся, так как я, без раз­ре­ше­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да, не мо­гу при­нять уча­стие в их кон­фе­рен­ци­ях. Сло­вом, обой­дут­ся без ме­ня в сво­их ви­дах на успе­хи» (16 де­каб­ря 1900). Ко­гда к Свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю об­ра­ти­лись с прось­бой предо­ста­вить Пра­во­слав­ный Со­бор для со­вер­ше­ния ме­мо­ри­аль­ной служ­бы по Ко­роле­ве Вик­то­рии, то он за­пи­сал: «Мне ка­жет­ся, я со­гла­сил­ся бы дать Со­бор для по­ми­наль­ной служ­бы та­кой ис­клю­чи­тель­ной важ­но­сти, ка­ко­ва ны­неш­няя. Но, ко­неч­но, с тем, чтобы Ал­тарь от­кры­ва­ем не был, и по-про­те­стант­ски Со­бор уби­ра­ем не был, то есть ска­ме­ек не вно­си­ли бы, ор­га­на — то­же, а пусть бы во­шли в Со­бор, как он есть, и по­мо­ли­лись по-сво­е­му. Толь­ко ед­ва ли они со­гла­си­лись бы не обез­об­ра­зить наш Со­бор для сво­ей мо­лит­вы» (18 ян­ва­ря 1901).
Свя­ти­тель на­сто­я­тель­но ука­зы­вал на необ­хо­ди­мость яс­но под­чер­ки­вать прин­ци­пи­аль­ное, а не об­ря­до­вое, от­ли­чие Пра­во­сла­вия от непра­во­сла­вия. Бе­се­дуя с од­ним япон­ским кон­гре­га­цио­на­ли­стом (ку­ми­ай­к­вай), ко­то­рый со­би­рал­ся пе­рей­ти в Пра­во­сла­вие, так как ду­мал, что «у всех один и тот же Бог, толь­ко об­ря­ды (ги­си­ки) раз­лич­ны», Свя­ти­тель Ни­ко­лай твер­до воз­ра­жал это­му про­те­стан­ту: «Спа­си­тель го­во­рит од­но, Ку­май­кёо­квай по­прав­ля­ет Его — го­во­рит дру­гое, или же не об­ра­ща­ет вни­ма­ния на Его сло­ва. В Пра­во­слав­ной Церк­ви это­го нет — она хра­нит Уче­ние Спа­си­те­ля со­вер­шен­но так, как оно из­ре­че­но бы­ло Им. Итак, раз­ли­чие меж­ду Ку­ми­ай­к­вай и Пра­во­слав­ною Цер­ко­вью преж­де и важ­нее все­го — в Уче­нии. Так и с дру­ги­ми хри­сти­ан­ски­ми об­ще­ства­ми» (30 июля 1901).
Очень важ­ны вы­ска­зы­ва­ния Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая об от­но­ше­нии Пра­во­сла­вия к Ка­то­ли­циз­му. Разъ­яс­няя епи­ско­паль­но­му мис­си­о­не­ру Сви­ту сущ­ность Пра­во­слав­но-ка­то­ли­че­ских рас­хож­де­ний, Свя­ти­тель Ни­ко­лай го­во­рил: «Мы ни на во­лос не мо­жем уко­рить се­бя ни в чем от­но­си­тель­но Ри­ма. Не мы от­де­ли­лись от него, а он от­пал от нас. Мы твер­до со­дер­жим ту же Ис­ти­ну, ко­то­рую со­дер­жа­ли сна­ча­ла, а Рим сколь­ко лже­и­стин со­чи­нил, и пу­стил в обо­рот! На мо­ей па­мя­ти два дог­ма­та у него ро­ди­лись, неслы­хан­ные до­то­ле — «бес­по­роч­ное за­ча­тие» и «непо­гре­ши­мость Па­пы». На­ша же ви­на в чем тут, и во всех кри­вых пу­тях Ри­ма, с тех пор, как гор­дость пап от­торг­ла его от един­ства с ним?» (6 ап­ре­ля 1903).
Од­ним из важ­ней­ших прин­ци­пов де­я­тель­но­сти Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая бы­ло твер­дое от­ста­и­ва­ние необ­хо­ди­мо­сти Пра­во­слав­но­го Свя­щен­но­го Пре­да­ния. Он го­во­рил: «На­ше Свя­щен­ное Пре­да­ние ни на во­лос не про­ти­во­ре­чит Свя­щен­но­му Пи­са­нию, и слу­жит толь­ко к до­пол­не­нию и объ­яс­не­нию его. На­ше Свя­щен­ное Пи­са­ние — это жи­вой Го­лос Все­лен­ской Церк­ви, зву­ча­щий на все вре­ме­на. По­это­му-то мы не мо­жем из­ме­нить или уте­рять ни йо­ту из Хри­сто­ва Уче­ния. Ес­ли для нас что не по­нят­но в Сло­ве Бо­жи­ем, мы спра­ши­ва­ем Все­лен­скую Цер­ковь, как она по­ни­ма­ла это во все вре­ме­на, на­чи­ная с Апо­сто­лов, по­лу­ча­ем яс­ный и опре­де­лен­ный от­вет, и про­дол­жа­ем ве­ро­вать и учить неиз­мен­но» (13 июня 1902).
От­сю­да вы­те­ка­ли твер­дые прин­ци­пы чте­ния и по­ни­ма­ния Сло­ва Бо­жия. Од­но­му из япон­ских кон­гре­га­цио­на­лов Свя­ти­тель Ни­ко­лай разъ­яс­нял: «От­то­го про­те­стан­ты так раз­нят­ся в по­ни­ма­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния, что каж­дый чи­та­ет его сквозь свои оч­ки, от­то­го-то и та­кое дроб­ле­ние про­те­стан­тов на сек­ты. Сло­во Бо­жие да­но Церк­ви Бо­жи­ей, и чи­тать и по­ни­мать его нуж­но под ру­ко­вод­ством Церк­ви, то есть при по­мо­щи Свя­щен­но­го Пре­да­ния, ко­то­рое есть Жи­вой Го­лос Жи­ву­ще­го в Церк­ви Ду­ха Бо­жия, един­ствен­но­го Вер­но­го ру­ко­во­ди­те­ля к без­оши­боч­но­му по­ни­ма­нию мерт­вой бук­вы Пи­са­ния» (30 сен­тяб­ря 1903).
Свя­ти­тель Ни­ко­лай от­ри­ца­тель­но от­но­сил­ся к сов­мест­ным мо­лит­вам мис­си­о­не­ров о хри­сти­ан­ском един­стве. В кон­це 1900-го го­да ан­гли­кан­ский епи­скоп Од­рей со­об­щил Свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю, что «один из ме­то­дист­ских мис­си­о­не­ров со­ста­вил про­ект — пред на­сту­па­ю­щим но­вым сто­ле­ти­ем со­еди­нить всех мис­си­о­не­ров в мо­лит­ве, чтобы все, ныне раз­де­лен­ные, хри­сти­ане ста­ли Од­ним Ста­дом. Про­сит ныне Од­рей, от ли­ца то­го мис­си­о­не­ра, нас, пра­во­слав­ных, так­же со­еди­нить­ся с ни­ми в мо­лит­ве». Свя­ти­тель Ни­ко­лай от­ве­тил епи­ско­пу Од­рею, «что он пред­ла­га­ет нам де­лать то, что мы и без то­го по­сто­ян­но и неустан­но де­ла­ем, — в каж­дой Ек­те­нии Цер­ковь про­воз­гла­ша­ет мо­лит­ву о со­еди­не­нии всех. Пусть мо­лят­ся и все про­те­стан­ты о сем они в этом при­со­еди­нят­ся к нам, а не мы — к ним. Но меж­ду на­ми – про­пасть за­гра­дить ее — ва­ше де­ло, не на­ше. За­гра­дить ее -зна­чит, ис­пра­вить вам то, что вы из­вра­ти­ли в Уче­нии Спа­си­те­ля. И по­ка вы не ис­пра­ви­тесь, мо­лит­ва о со­еди­не­нии нас бу­дет тщет­ною» (25 но­яб­ря 1900).
Недо­пу­сти­мым счи­тал Свя­ти­тель Ни­ко­лай сов­мест­ное при­ча­ще­ние с непра­во­слав­ны­ми. Ко­гда ан­гли­кан­ский епи­скоп Од­рей со­об­щил Свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю, что он при­ча­стил пра­во­слав­но­го, и за­явил, что «же­ла­тель­но, чтобы и Вы так­же при­об­ща­ли на­ших», Свя­ти­тель за­пи­сал: «От­вет мой ему из­ве­стен — я несколь­ко раз на по­доб­ное за­яв­ле­ние епи­ско­па­лов из­ла­гал им свою мысль, и вме­сте мысль Пра­во­слав­ной Церк­ви. Как они на­до­еда­ют с этим сво­им при­ста­ва­ньем!» (28 де­каб­ря 1900).
Свя­ти­тель был так­же убеж­ден в недо­пу­сти­мо­сти сов­мест­ной про­по­ве­ди пра­во­слав­ных про­по­вед­ни­ков с непра­во­слав­ны­ми. «Пусть жи­вут с про­те­стан­та­ми мир­но и лю­бов­но, но пусть про­по­ве­ду­ют им, а не с ни­ми» (4 мар­та 1902).
К про­те­стант­ской мис­си­о­нер­ской прак­ти­ке Свя­ти­тель Ни­ко­лай от­но­сил­ся от­ри­ца­тель­но. Он пи­сал, что «из под­ра­жа­ния про­те­стан­там боль­ше ни­че­го и не мо­жет вый­ти, как про­те­стант­ский мыль­ный пу­зырь» (7 сен­тяб­ря 1901). Кста­ти, Свя­ти­тель Ни­ко­лай одоб­ри­тель­но ци­ти­ру­ет мне­ние се­рьез­ной япон­ской прес­сы по по­во­ду про­те­стант­ских про­по­вед­ни­че­ских кам­па­ний: «Устой­чи­вые хри­сти­ане не при­об­ре­та­ют­ся так на­зы­ва­е­мы­ми «ожив­ля­ю­щи­ми дви­же­ни­я­ми». Ме­ся­цы спо­кой­но­го, тер­пе­ли­во­го на­уче­ния тре­бу­ют­ся для вос­пи­та­ния дей­стви­тель­ных хри­сти­ан. Взры­вы чув­ства не со­став­ля­ют дей­стви­тель­ной ве­ры в Хри­сти­ан­ство». (29 сен­тяб­ря 1901).
От­ри­ца­тель­но от­но­сил­ся Свя­ти­тель Ни­ко­лай к стрем­ле­нию мо­ло­дых пра­во­слав­ных чи­тать про­те­стант­скую ли­те­ра­ту­ру. «Изу­чать от про­те­стант­ских мис­си­о­не­ров, то­гда как сво­их пра­во­слав­ных книг столь­ко пе­ре­ве­де­но, что и пе­ре­честь труд­но, — толь­ко чи­тай и раз­мыш­ле­ни­ем усво­яй все от­рас­ли цер­ков­но­го уче­ния!» (19 но­яб­ря 1900).
Свя­ти­тель Ни­ко­лай яс­но осо­зна­вал про­яв­ля­е­мую в са­мых раз­лич­ных фор­мах враж­деб­ность про­те­стан­тиз­ма и ка­то­ли­циз­ма к Пра­во­сла­вию.
1 фев­ра­ля 1901-го го­да Свя­ти­тель Ни­ко­лай за­пи­сал: «В «Пра­во­слав­ном Бла­го вест­ни­ке» №23 про­шед­ше­го го­да есть ста­тья «Меж­ду­на­род­ная Мис­си­о­нер­ская Кон­фе­рен­ция сту­ден­тов в Лон­доне», где про­те­стант­ство гре­мит и тре­щит. Ре­ше­но на ней — непре­мен­но весь мир про­све­тить Хри­сти­ан­ством в те­че­ние жиз­ни и де­я­тель­но­сти ны­неш­не­го по­ко­ле­ния. К чис­лу язы­че­ских стран, ко­то­рые ре­ше­но про­све­тить, при­чис­ле­на и Рос­сия с Гре­ци­ей» (1 фев­ра­ля 1901).
Ко­гда один некре­ще­ный япон­ский князь про­чи­тал из­да­ва­е­мый Пра­во­слав­ной Мис­си­ей япон­ский жур­нал «Сей­кёо-ёо­ва», очень по­нра­вив­ший­ся ему, он спро­сил у ме­то­дист­ско­го про­по­вед­ни­ка: «Что это за книж­ка?» «Ко­ре ку­сат­таа хон», — от­ве­тил тот, с серд­цем от­бра­сы­вая книж­ку. (6 мая 1901).
В мае 1901-го го­да Свя­ти­тель Ни­ко­лай за­пи­сал: «Илья На­ка­га­ва, ка­ти­хи­за­тор в Ин­ной, Ма­су­да и про­чих, пи­шет, что ка­то­ли­че­ский мис­си­о­нер по той окру­ге вез­де рас­про­стра­ня­ет бро­шю­ру «Ро­кёо — ги­кёо» — «Рус­ская ве­ра — лож­ная ве­ра» ( 23 мая 1901).
В фев­ра­ле 1902-го го­да Свя­ти­тель пи­сал: «Бес­со­вест­ные ка­то­ли­ки веч­но кле­ве­щут на Пат­ри­ар­ха Фо­тия. Нескон­ча­е­мая ма­те­рия! Из од­ной церк­ви про­сят дать от­по­ведь па­те­рам, ко­то­рые там уси­лен­но блу­до­сло­вят, буд­то Фо­тий — со­всем и не ду­хов­ный, ибо по­став­лен свет­скою вла­стию, без по­свя­ще­ния» (22 фев­ра­ля 1902).
В де­каб­ре 1902-го го­да Свя­ти­тель Ни­ко­лай за­пи­сал: «При про­смот­ре по­лу­чен­ных с по­чты жур­на­лов, за жи­вое за­де­ло в де­кабрь­ской книж­ке «Тhe Мissionery Review of the World» се­то­ва­ние на то, что штун­ди­стам в Рос­сии не да­ет­ся пол­ной сво­бо­ды. Мер­зав­цы! Рос­сия для них — язы­че­ская стра­на, в ко­то­рой нет Хри­сти­ан­ской ре­ли­гии, и вот они толь­ко со­би­ра­ют­ся на­са­дить ее! Про­гнив­ший на­сквозь про­те­стан­тизм, да еще в худ­ших сво­их сек­тах, — та­ких мне­ний о се­бе! И еще Гос­по­да Бо­га при­зы­ва­ет! Ли­це­ме­ры!» (10 де­каб­ря 1902).
Свя­ти­тель Ни­ко­лай счи­тал необ­хо­ди­мым про­яв­лять осто­рож­ность при при­ня­тии в Пра­во­сла­вие непра­во­слав­ных, и по­это­му пи­сал: «Не до­пус­кать лег­ко к нам из дру­гих хри­сти­ан­ских об­ществ, а, по край­ней ме­ре, го­да два дер­жать их под ис­ку­сом, чтобы с точ­но­стью раз­по­зна­вать прой­дох и за­граж­дать им вход» (17 сен­тяб­ря 1901). Ко­гда один из ка­то­ли­ков про­сил Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая при­нять его в Пра­во­сла­вие, Свя­ти­тель Ни­ко­лай на­пи­сал од­но­му из сво­их свя­щен­ни­ков, чтобы тот «все­воз­мож­но ис­пы­тал» ка­то­ли­ка, «и до­пу­стил его в Цер­ковь толь­ко то­гда, ко­гда ока­жет­ся без вся­ко­го со­мне­ния вполне по­няв­шим раз­ли­чие Пра­во­сла­вия от ка­то­ли­че­ства, и со­вер­шен­но ис­крен­но от­дав­шим пред­по­чте­ние пер­во­му, а так­же яс­но усво­ив­шим все глав­ное в Уче­нии Пра­во­сла­вия» (27 ок­тяб­ря 1901).
По­ми­мо все­го про­че­го, Свя­ти­те­лю бы­ло яс­но вид­но пол­ное ли­це­ме­рие про­те­стан­тов. О кон­гре­га­цио­на­лист­ском мис­си­о­не­ре, со­вра­тив­шем неустой­чи­во­го в Пра­во­сла­вии япон­ца, и по­том явив­ше­го­ся к нему, Свя­ти­тель на­пи­сал, что этот мис­си­о­нер «Имел вид ко­та, толь­ко что украв­ше­го са­ло» (21 сен­тяб­ря 1901).
О глав­ном усло­вии ду­хов­но­го вы­здо­ров­ле­ния непра­во­слав­ных Свя­ти­тель Ни­ко­лай вы­ска­зы­вал­ся так: «Не ис­це­лишь ни­ко­го из них от этой веч­но зу­дя­щей у них бо­ляч­ки сек­тант­ско­го раз­ла­да. Ис­це­лят­ся они толь­ко то­гда, ко­гда и за­прав­ду вер­нут­ся к Ве­ре Нераз­дель­ной Церк­ви пер­вых де­ся­ти сто­ле­тий, ес­ли толь­ко Гос­подь по­шлет им это сча­стие, ко­то­ро­го они по сво­ей гор­до­сти в на­сто­я­щее вре­мя еще от­нюдь не до­стой­ны» (21 ап­ре­ля 1901).
Но вме­сте с тем Свя­ти­тель Ни­ко­лай ви­дел рав­но­ду­шие непра­во­слав­ных к Ис­тин­но­му Хри­сто­ву Уче­нию, и по­это­му пи­сал: «Про­те­стан­ты о друж­бе и люб­ви раз­ли­ва­ют­ся, о един­стве в Уче­нии — ни сло­ва» (19 мая 1901). Хо­ро­шо ви­дел так­же Свя­ти­тель пред­взя­тость и за­ко­сте­не­лость непра­во­слав­ных мис­си­о­не­ров. О епи­ско­паль­ном мис­си­о­не­ре Джеф­фе­ри­се Свя­ти­тель Ни­ко­лай пи­сал: «Бли­зок он к Пра­во­сла­вию, но по­рог тем не ме­нее не по си­лам ему пе­ре­шаг­нуть. Он — лишь стрел­ка, ка­ча­ю­ща­я­ся и вле­ко­мая к маг­ни­ту, но в то же вре­мя креп­ко си­дя­щая на сво­ем стержне на­цио­наль­ной гор­до­сти и пред­взя­тых суе­ве­рий» (25 де­каб­ря 1900).
На­ко­нец, Свя­ти­тель Ни­ко­лай счи­тал необ­хо­ди­мым по­сто­ян­но раз­об­ла­чать, как кле­вет­ни­че­ское, отож­деств­ле­ние Пра­во­сла­вия с на­цио­на­лиз­мом. Он ре­ко­мен­до­вал япон­ским пра­во­слав­ным про­по­вед­ни­кам на­чи­нать про­по­ве­ди так: «На­ше уче­ние не есть Ни­ко­ла­е­во, не есть рус­ское, как кле­ве­щут про­те­стан­ты, а есть Ис­тин­ное Бо­жие Уче­ние, ко­то­рое, при­шед­ши из Иудеи, чрез Гре­цию и Рос­сию, к нам, не при­ня­ло в се­бя ни ма­лей­ше цве­та или вку­са Иудеи, Гре­ции и Рос­сии, а бле­щет та­ким же чи­стым Бо­же­ствен­ным Све­том, ка­ким вос­си­я­ло из Уст Спа­си­те­ля» (4 ок­тяб­ря 1903). Это бы­ло осо­бен­но важ­но, так как в Япо­нии ка­то­ли­че­ские па­те­ры, вся­че­ски по­но­ся Пра­во­слав­ную Ве­ру, на­зы­ва­ли ее «ро­кео» и до­ка­зы­ва­ли, «что эта рус­ская ве­ра — со­всем не то, что гре­че­ская, ко­то­рую еще мож­но бы тер­петь, что «ро­кео» — не бо­лее, как сеть для улов­ле­ния в рус­ское под­дан­ство» (13 ок­тяб­ря 1903).
Ко­гда в Япо­нии на­ча­ли про­по­ве­до­вать мор­мон­ские мис­си­о­не­ры, Свя­ти­тель Ни­ко­лай за­пи­сал: «Как на­по­ми­на­ют­ся Про­ро­че­ства Спа­си­те­ля: «Ска­жут вам: «Вот, здесь Хри­стос», или «Там» не верь­те, ибо вос­ста­нут лжехри­сты и лже­про­ро­ки...» (3 ав­гу­ста 1901). Сей­час Рос­сия пол­на лже­про­ро­ка­ми, по­это­му пра­во­слав­но­му мис­си­о­нер­ству необ­хо­ди­мо усво­ить опыт тру­дов Ве­ли­ко­го Све­то­ча Пра­во­сла­вия и при­ме­нять его на де­ле.
До са­мо­го по­след­не­го вре­ме­ни для Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви это бы­ло невоз­мож­ным из-за неиз­вест­но­сти Мис­си­о­нер­ских Днев­ни­ков Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Но с кон­ца про­шло­го го­да Днев­ни­ки эти на­ча­ли пуб­ли­ко­вать­ся, и те­перь они долж­ны стать креп­ким ору­жи­ем Пра­во­сла­вия про­тив всех из­вра­ти­те­лей ис­тин­ной Ве­ры Хри­сто­вой. 

Яндекс.Погода
Цитата недели
Сегодня именинники:
Наш подход — сочетание современных технологий и вековых традиций керамического мастерства.
Каталог работ 2016-17 ПАЛЛАДА

Приглашаем к сотрудничеству авторов очерков! Ваша статья будет размещена на нашем сайте с фотографиями и указанием авторства.

Присылайте Ваши материалы на е-mail
info@pallada-afina.ru

Положение о персональных данных работников ООО Паллада
Используя передовые технологии и качественные материалы, реставраторы воссоздают первоначальный вид исторического объекта, коорый может радовать глаз петербужцев и гостей города. Посмотреть все направления