Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Один день в музее печек

03 / 03 / 2011

В де­каб­ре 2010 го­да пред­ста­ви­те­ли ком­па­нии Пал­ла­да по­бы­ва­ли в Гер­ма­нии. По­вод — уча­стие в меж­ду­на­род­ной вы­став­ке «Denkmal». Кро­ме ос­нов­ной про­грам­мы, пред­ста­ви­те­ли на­шей фир­мы по­бы­ва­ли с экс­кур­си­я­ми в Дрез­дене, Лейп­ци­ге и дру­гих го­ро­дах. Са­мой за­по­ми­на­ю­щей­ся оста­нов­кой этой по­езд­ки стал во­сточ­но-гер­ман­ский го­ро­док Вель­тен, а точ­нее — му­зей пе­чек, от­кры­тый при ста­рей­шей фаб­ри­ке «А.Шмидт, Ле­манн и парт­не­ры».

Му­зей пе­чек в Вель­тене — яр­чай­ший при­мер немец­ко­го от­но­ше­ния к жиз­ни, с при­су­щи­ми ей ак­ку­рат­но­стью, чи­сто­той и пе­дан­тич­но­стью. Здесь со­бра­на огром­ная кол­лек­ция из­раз­цо­вых пе­чей, печ­ных ак­сес­су­а­ров и, ко­неч­но, са­мих из­раз­цов. В сти­ли­сти­че­ском плане в му­зее пред­став­ле­ны пе­чи эпо­хи ба­рок­ко, ро­ко­ко, мо­дер­на и др. Из­вест­но, что са­мым ста­рин­ным экс­по­на­том му­зея яв­ля­ет­ся из­раз­цо­вая ре­нес­санс­ная печь 1535 го­да вы­пус­ка.

Илл. 1. Из­раз­цо­вая ка­мин­ная печь
Илл. 1. Из­раз­цо­вая ка­мин­ная печь
Илл. 2. Из­раз­цо­вая ка­мин­ная печь. Фраг­мент
Илл. 2. Из­раз­цо­вая ка­мин­ная печь. Фраг­мент
Илл. 3. Из­раз­цо­вая ка­мин­ная печь. Экс­по­зи­ция му­зея пе­чек А.Шмидт, Ле­манн и парт­не­ры
Илл. 3. Из­раз­цо­вая ка­мин­ная печь.
Экс­по­зи­ция му­зея пе­чек «А.Шмидт, Ле­манн и парт­не­ры»
Илл. 4. Фраг­мент из­раз­цо­во­го убран­ства ка­мин­ной пе­чи
Илл. 4. Фраг­мент из­раз­цо­во­го убран­ства ка­мин­ной пе­чи

Бес­чис­лен­ное мно­же­ство из­раз­цов, ши­ро­кой цве­то­вой па­лит­ры, раз­лич­ной фак­ту­ры и раз­ме­ров — от та­ко­го раз­но­об­ра­зия и, в то­же вре­мя, по­ряд­ка по­ис­ти­не за­хва­ты­ва­ет дух.

Ин­те­рес­но, что имен­но в этом ре­ги­оне бы­ло боль­ше 39 за­во­дов, по­став­ля­ю­щих ка­фель в Бер­лин, на тер­ри­то­рию всей Гер­ма­нии и да­же за­гра­ни­цу. Но толь­ко фаб­ри­ка «А.Шмидт, Ле­манн и парт­не­ры», сме­нив несколь­ко форм соб­ствен­но­сти, до се­го­дняш­не­го дня ра­бо­та­ет над про­из­вод­ством из­раз­цов.

До Вто­рой Ми­ро­вой вой­ны про­из­вод­ство пе­чей и ка­фе­ля — бы­ло се­мей­ным де­лом мно­гих нем­цев. По­сле вой­ны, ко­гда во­сточ­ные зем­ли Гер­ма­нии ото­шли Со­вет­ско­му Со­ю­зу, за­во­ды бы­ли за­кры­ты. Фаб­ри­ка «А.Шмидт, Ле­манн и парт­не­ры» су­ме­ла вы­жить в этих слож­ных усло­ви­ях. Сна­ча­ла часть ак­ций пред­при­я­тия при­над­ле­жа­ла го­су­дар­ству, а часть — Шмид­там В то вре­мя отец ны­неш­не­го хо­зя­и­на ра­бо­тал на фаб­ри­ке в долж­но­сти управ­ля­ю­ще­го. В 70 го­ды в ГДР част­ную соб­ствен­ность в про­мыш­лен­но­сти за­пре­ти­ли со­всем. Фаб­ри­ка про­из­во­ди­ла печ­ной ка­фель. Хо­зя­ин фаб­ри­ки сви­де­тель­ству­ет, что в те вре­ме­на за­вод неред­ко из­го­тав­ли­вал плит­ку с со­вет­ской сим­во­ли­кой и аги­та­ци­ей, де­ла­ли ба­ре­лье­фы с порт­ре­та­ми Ильи­ча — все это ис­поль­зо­ва­ли для «укра­ше­ния» фа­са­дов адми­ни­стра­тив­ных и пра­ви­тель­ствен­ных зда­ний. В то вре­мя се­мья Шмид­тов ра­бо­та­ла на сво­ем род­ном за­во­де в ка­че­стве на­ем­ных ра­бот­ни­ков. Лишь в на­ча­ле 90 го­дов, по­сле вос­со­еди­не­ния Во­сточ­ной и За­пад­ной Гер­ма­нии, Шмид­ты по­лу­чи­ли фаб­ри­ку в соб­ствен­ность. А в 1994 го­ду в Вель­тене был от­крыт зна­ме­ни­тый му­зей пе­чек.

Илл. 5. Ке­ра­ми­че­ские из­раз­цы из кол­лек­ции му­зея пе­чек А.Шмидт, Ле­манн и парт­не­ры
Илл. 5. Ке­ра­ми­че­ские из­раз­цы из кол­лек­ции му­зея пе­чек
«А.Шмидт, Ле­манн и парт­не­ры»
Илл. 6. Из­раз­цо­вая печь
Илл. 6. Из­раз­цо­вая печь
Илл. 7. Из­раз­цо­вая печь
Илл. 7. Из­раз­цо­вая печь
Илл. 8. Из­раз­цо­вая печь (на­ча­ло XX ве­ка)
Илл. 8. Из­раз­цо­вая печь (на­ча­ло XX ве­ка)

Фаб­ри­ка «А.Шмидт, Ле­манн и парт­не­ры» сла­вит­ся тем, что до сих пор из­раз­цы здесь из­го­тав­ли­ва­ют­ся вруч­ную, про­хо­дя все эта­пы про­из­вод­ства: гли­ну рас­тво­ря­ют в огром­ных ба­ках, за­тем за­ли­ва­ют в гип­со­вые фор­мы. По­сле че­го из­раз­цы сох­нут на спе­ци­аль­ных стел­ла­жах при опре­де­лен­ной тем­пе­ра­ту­ре. Гла­зурь на из­раз­цы на­но­сят с по­мо­щью спе­ци­аль­но­го пи­сто­ле­та-рас­пы­ли­те­ля. Ко­ли­че­ство об­жи­гов за­ви­сит от спо­со­ба де­ко­ри­ро­ва­ния из­раз­ца. Ес­ли из­ра­зец в даль­ней­шем пла­ни­ру­ет­ся рас­пи­сы­вать, то он прой­дет еще один-два об­жи­га уже по­сле рос­пи­си. Та­ким об­ра­зом, из­раз­цо­вая печь, из­го­тов­лен­ная на этой фаб­ри­ке мо­жет сто­ить при­мер­но 7 ты­сяч ев­ро. Ны­неш­ний хо­зя­ин фаб­ри­ки Рольф Шмидт при­зна­ет­ся, что спрос на из­раз­цо­вые пе­чи сей­час до­воль­но вы­со­кий. Эко­но­ми­че­ский кри­зис, рост цен, силь­но по­вли­я­ли на ми­ро­воз­зре­ние лю­дей, мно­гие нем­цы воз­вра­ща­ют­ся к тра­ди­ци­он­но­му спо­со­бу отоп­ле­ния до­мов. Ма­ло кто счи­та­ет печь рос­ко­шью. Со­ору­же­ние са­мой из­раз­цо­вой пе­чи — де­ло до­воль­но до­ро­гое. А вот по­сле­ду­ю­щее ее ис­поль­зо­ва­ние все оку­пит, ведь из­раз­цо­вая печь эр­го­но­мич­на, она тре­бу­ет не так мно­го топ­ли­ва, но теп­ло хра­нит очень дол­го. Срок ее ра­бо­ты не идет в срав­не­ние ни с од­ним бы­то­вым при­бо­ром. Печь слу­жит дол­го, ухо­да тре­бу­ет не так мно­го.

Илл. 9. Де­кор из­раз­цо­вой пе­чи. Фраг­мент
Илл. 9. Де­кор из­раз­цо­вой пе­чи. Фраг­мент
Илл. 10. При­мер вы­со­ко­го ка­че­ства под­гон­ки из­раз­цов
Илл. 10. При­мер вы­со­ко­го ка­че­ства под­гон­ки из­раз­цов
Илл. 11. Изящ­ная из­раз­цо­вая печь (1926 г)
Илл. 11. Изящ­ная из­раз­цо­вая печь (1926 г)
Илл. 12. Фраг­мент де­ко­ра в ви­де ви­но­град­ной ло­зы
Илл. 12. Фраг­мент де­ко­ра в ви­де ви­но­град­ной ло­зы

На фаб­ри­ку «А.Шмидт, Ле­манн и парт­не­ры» обя­за­тель­но нуж­но при­ез­жать и ху­дож­ни­кам, и мон­таж­ни­кам, и ар­хи­тек­то­рам, и ре­став­ра­то­рам из Рос­сии.

«Ка­че­ство под­гон­ки из­раз­цов про­сто по­тря­са­ю­щее, — при­зна­ет­ся Свет­ла­на Ба­рут­ки­на, за­ме­сти­тель ди­рек­то­ра по ре­став­ра­ции ком­па­нии „Пал­ла­да“. — Ко­неч­но, нам есть че­му по­учит­ся у нем­цев в плане ор­га­ни­за­ции му­зей­но­го про­стран­ства. Му­зей пе­чек в Вель­тене — на­сто­я­щая со­кро­вищ­ни­ца для спе­ци­а­ли­стов дан­ной от­рас­ли».

Сто­ит до­ба­вить, что ком­па­ния «Пал­ла­да» ис­поль­зу­ет ту же са­мую тех­но­ло­гию по из­го­тов­ле­нию из­раз­цов, что и ма­сте­ра с фаб­ри­ки «А.Шмидт, Ле­манн и парт­не­ры». По­это­му в на­шу фир­му ча­сто об­ра­ща­ют­ся имен­но по во­про­су вос­со­зда­ния и ре­став­ра­ци­ей. «Од­на­ко, сле­ду­ет от­ме­тить, — кон­ста­ти­ру­ет Свет­ла­на Ба­рут­ки­на, — что в об­ла­сти ре­став­ра­ции у ев­ро­пей­цев, и нем­цев в част­но­сти, со­вер­шен­но дру­гой под­ход, неже­ли у нас. Как та­ко­вое по­ня­тие ре­став­ра­ция там не ис­поль­зу­ет­ся, но в Ев­ро­пе есть кон­сер­ва­ция. Это же от­но­сит­ся и к вос­со­зда­нию из­раз­цо­вых пе­чей и ка­ми­нов».

Илл. 13. Из­раз­цо­вая ка­мин­ная печь
Илл. 13. Из­раз­цо­вая ка­мин­ная печь
Илл. 14. Из­раз­цо­вая печь
Илл. 14. Из­раз­цо­вая печь
Илл. 15. Фраг­мент рос­пи­си
Илл. 15. Фраг­мент рос­пи­си
Илл. 16. Ке­ра­ми­че­ский из­ра­зец с изоб­ра­же­ни­ем бы­то­вой сцен­ки
Илл. 16. Ке­ра­ми­че­ский из­ра­зец с изоб­ра­же­ни­ем бы­то­вой сцен­ки
Илл. 17. Из­раз­цо­вая ко­ро­на в ба­роч­ном сти­ле
Илл. 17. Из­раз­цо­вая ко­ро­на в ба­роч­ном сти­ле
Илл. 18. Ка­фель­ная плит­ка, дельфт­ская рос­пись
Илл. 18. Ка­фель­ная плит­ка, дельфт­ская рос­пись
Илл. 19. Про­ект кух­ни (на­ча­ло XX ве­ка)
Илл. 19. Про­ект кух­ни (на­ча­ло XX ве­ка)
Илл. 20. Ис­то­ри­че­ская ре­кон­струк­ция ин­те­рье­ра на­ча­ла XX ве­ка
Илл. 20. Ис­то­ри­че­ская ре­кон­струк­ция ин­те­рье­ра на­ча­ла XX ве­ка

«Все, что мы там уви­де­ли, — ре­зю­ми­ру­ет Кон­стан­тин Ли­хо­лат, ди­рек­тор ООО „Пал­ла­да“, — это бы­ли ве­ли­ко­леп­но со­хра­нив­ши­е­ся фраг­мен­ты, без вме­ша­тель­ства че­ло­ве­че­ских рук. Пе­чи, из­раз­цы — все это хо­ро­шо очи­ще­но, по­мы­то, встав­ле­но на свои ме­ста и… ни­ка­кой ре­став­ра­ции, ни­ка­ко­го но­во­де­ла! Воз­мож­но, при со­зда­нии му­зея, мы при­ме­ним и та­кой под­ход, но все-та­ки фраг­мен­тар­но. Рос­сий­ско­му це­ни­те­лю ис­то­рии и ста­ри­ны ев­ро­пей­ские стан­дар­ты не со­всем под­хо­дят ».

Илл. 21. Фраг­мент ды­мо­хо­да, увен­чан­но­го клас­си­че­ским пор­ти­ком. Тер­ра­ко­та (1810 г)
Илл. 21. Фраг­мент ды­мо­хо­да, увен­чан­но­го клас­си­че­ским пор­ти­ком.
Тер­ра­ко­та (1810 г)
Илл. 22. Бе­ло­гла­зу­ро­ван­ная из­раз­цо­вая печь
Илл. 22. Бе­ло­гла­зу­ро­ван­ная из­раз­цо­вая печь
Илл. 23. Ке­ра­ми­че­ские из­раз­цы из кол­лек­ции му­зея пе­чек, г. Вель­тен, Гер­ма­ния
Илл. 23. Ке­ра­ми­че­ские из­раз­цы из кол­лек­ции му­зея пе­чек,
г. Вель­тен, Гер­ма­ния
 

Так­же пред­ста­ви­те­ли ком­па­нии «Пал­ла­да » бы­ли при­ят­но удив­ле­ны тем, что на тер­ри­то­рии фаб­ри­ки «А.Шмидт, Ле­манн и парт­не­ры», так­же, как и на тер­ри­то­рии про­из­вод­ствен­ной ба­зы фир­мы Пал­ла­да, дей­ству­ет учеб­но-до­су­го­вый центр для раз­ви­тия юных та­лан­тов.

В бли­жай­шее вре­мя на на­шем сай­те по­явит­ся ма­те­ри­ал Ан­дрея Ива­но­ви­ча Ро­ден­ко­ва об од­ном из экс­по­на­тов му­зея пе­чек в Вель­тене. Вни­ма­тель­но сле­ди­те за из­ме­не­ни­я­ми в руб­ри­ке Ис­то­ри­ко-ис­кус­ство­вед­че­ские очер­ки и на­ши­ми анон­са­ми.

Яндекс.Погода
Цитата недели
Сегодня именинники:
Наш подход — сочетание современных технологий и вековых традиций керамического мастерства.
Каталог работ 2016-17 ПАЛЛАДА

Приглашаем к сотрудничеству авторов очерков! Ваша статья будет размещена на нашем сайте с фотографиями и указанием авторства.

Присылайте Ваши материалы на е-mail
info@pallada-afina.ru

Положение о персональных данных работников ООО Паллада
Используя передовые технологии и качественные материалы, реставраторы воссоздают первоначальный вид исторического объекта, коорый может радовать глаз петербужцев и гостей города. Посмотреть все направления