Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

В газете Санкт-Перербургские Ведомости вышла статья об исследовании А. Роденкова и К. Лихолата, посвященном Леопольду Бонафеде

22 / 02 / 2012

Из­раз­цо­вое бо­гат­ство от рим­ско­го под­дан­но­го
Сер­гей ГЛЕЗЕРОВ

По­сто­ян­ным чи­та­те­лям «На­сле­дия» хо­ро­шо зна­ко­мо имя од­но­го из по­сто­ян­ных ав­то­ров это­го раз­де­ла ре­став­ра­то­ра Ан­дрея Ро­ден­ко­ва. Он при­над­ле­жит к до­ста­точ­но уз­ко­му кру­гу ис­сле­до­ва­те­лей пе­тер­бург­ской май­о­ли­ки и из­раз­цо­во­го про­из­вод­ства. Дол­гое вре­мя име­на со­зда­те­лей это­го ве­ли­ко­ле­пия оста­ва­лись неиз­вест­ны­ми.

 

Ед­ва ли это бы­ло спра­вед­ли­во, ведь без май­о­ли­ко­вых укра­ше­ний невоз­мож­но пред­ста­вить се­бе ар­хи­тек­ту­ру на­ше­го го­ро­да кон­ца XIX — на­ча­ла ХХ ве­ка, а пе­чи, укра­шен­ные из­раз­ца­ми, слу­жи­ли важ­ней­шим ат­ри­бу­том не толь­ко двор­цов, но и мно­го­чис­лен­ных особ­ня­ков, бо­га­тых до­ход­ных до­мов, по­стро­ек в дач­ных окрест­но­стях. Твор­че­ству од­но­го из са­мых яр­ких ма­сте­ров в этой сфе­ре по­свя­ще­на вы­шед­шая недав­но кни­га Ан­дрея Ро­ден­ко­ва и Кон­стан­ти­на Ли­хо­ла­та «Ке­ра­ми­че­ская ма­стер­ская Лео­поль­да Бо­на­фе­де». Ита­лья­нец по про­ис­хож­де­нию, вы­хо­дец из го­ро­да За­га­ро­ло близ Ри­ма, быв­ше­го то­гда цен­тром Пап­ской об­ла­сти, в офи­ци­аль­ных рус­ских до­ку­мен­тах Бо­на­фе­де име­но­вал­ся «пап­ским или рим­ским под­дан­ным».

В кни­ге о Бо­на­фе­де, ко­то­рая долж­на стать пер­вой в се­рии аль­бо­мов «Зна­ме­ни­тые ху­дож­ни­ки-ке­ра­ми­сты Рос­сии», не толь­ко рас­смат­ри­ва­ет­ся ис­то­рия ма­стер­ской, но и рас­ска­зы­ва­ет­ся о боль­шин­стве до­шед­ших до на­ше­го вре­ме­ни его ра­бот. Неко­то­рые из них уда­лось ат­ри­бу­ти­ро­вать и впер­вые вве­сти в на­уч­ный обо­рот имен­но бла­го­да­ря ис­сле­до­ва­ни­ям и ре­став­ра­ци­он­ным ра­бо­там, про­ве­ден­ным ав­то­ра­ми кни­ги. Хре­сто­ма­тий­ным при­ме­ром про­дук­ции ма­стер­ской Бо­на­фе­де ста­ла печь во двор­це ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Алек­сан­дро­ви­ча (ныне Дом уче­ных) на Двор­цо­вой на­бе­реж­ной — хро­но­ло­ги­че­ски это пер­вая под­пис­ная ра­бо­та ма­сте­ра.

Бо­на­фе­де при­над­ле­жит ав­тор­ство май­о­ли­ко­вых пан­но Ли­ва­дий­ско­го двор­ца в Кры­му, пе­чей для им­пе­ра­тор­ской ях­ты «Дер­жа­ва», пе­чей и на­стен­ных из­раз­цов в бане усадь­бы «Аб­рам­це­во». Сре­ди со­хра­нив­ших­ся пе­тер­бург­ских из­де­лий ма­стер­ской Бо­на­фе­де — ка­мин в особ­ня­ке из­вест­но­го ху­дож­ни­ка и кол­лек­ци­о­не­ра М. П. Бот­ки­на на 18-й ли­нии Ва­си­льев­ско­го ост­ро­ва, 1/41.

Ма­стер скон­чал­ся в 1878 го­ду и был по­хо­ро­нен на Рим­ско-ка­то­ли­че­ском клад­би­ще на Вы­борг­ской сто­роне. По сви­де­тель­ству совре­мен­ни­ка, «его очень лю­би­ли ма­сте­ро­вые и ра­бо­чие за­во­да: на сво­их ру­ках они нес­ли его до ка­то­ли­че­ской церк­ви и от­ту­да до мо­ги­лы». Ныне не со­хра­ни­лось ни мо­ги­лы, ни клад­би­ща: его уни­что­жи­ли в 1930-х го­дах...

Вдо­ва Бо­на­фе­де пы­та­лась про­дол­жить про­из­вод­ство май­о­ли­ки, од­на­ко вско­ре пре­кра­ти­ла его, и за­вод стал за­ни­мать­ся толь­ко из­го­тов­ле­ни­ем гла­зу­рей. В на­ча­ле ХХ ве­ка им вла­дел один из сы­но­вей Лео­поль­да Бо­на­фе­де — Эр­нест, уна­сле­до­вав­ший его от ма­те­ри. По­дроб­но­стей из­вест­но ма­ло: как от­ме­ча­ют ав­то­ры кни­ги, ин­фор­ма­ции о де­я­тель­но­сти за­во­да по­сле 1907 го­да об­на­ру­жить по­ка не уда­лось. Увле­кал­ся де­лом от­ца и его стар­ший сын Ев­ге­ний Бо­на­фе­де. Он при­нял уча­стие в ор­га­ни­за­ции му­зея гли­но­ве­де­ния, по­явив­ше­го­ся в Пе­тер­бур­ге ров­но сто лет на­зад, в 1912 го­ду. Но это, по сло­вам Ан­дрея Ро­ден­ко­ва, те­ма уже для но­во­го ис­сле­до­ва­ния.

Ис­точ­ник www.spbvedomosti.ru
Яндекс.Погода
Цитата недели
Сегодня именинники:
Наш подход — сочетание современных технологий и вековых традиций керамического мастерства.
Каталог работ 2016-17 ПАЛЛАДА

Приглашаем к сотрудничеству авторов очерков! Ваша статья будет размещена на нашем сайте с фотографиями и указанием авторства.

Присылайте Ваши материалы на е-mail
info@pallada-afina.ru

Положение о персональных данных работников ООО Паллада
Используя передовые технологии и качественные материалы, реставраторы воссоздают первоначальный вид исторического объекта, коорый может радовать глаз петербужцев и гостей города. Посмотреть все направления