Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Интересные термины

06 / 04 / 2009


Блю­да люб­ви
— май­о­ли­ка, из­го­тов­ляв­ша­я­ся в Ита­лии и да­рив­ша­я­ся в знак люб­ви. Пред­став­ля­ла со­бой ча­ши, блю­да и та­рел­ки с изоб­ра­же­ни­я­ми мо­ло­дых дам. Блю­да люб­ви" де­ко­ри­ро­ва­лись лен­та­ми или свит­ка­ми, на ко­то­рых бы­ли на­пи­са­ны име­на адре­са­тов, на­при­мер, «пре­крас­ная Ка­мил­ла» или «бо­же­ствен­ная Лу­кре­ция».

Ар­ка­нист — об­ла­да­тель сек­рет­ных про­из­вод­ствен­ных зна­ний, осо­бен­но в об­ла­сти из­го­тов­ле­ния фар­фо­ра.

Биск­вит
— обо­жжен­ная негла­зу­ро­ван­ная ке­ра­ми­ка и фар­фор. Негла­зу­ро­ван­ный «биск­вит­ный» фар­фор впер­вые стал ис­поль­зо­вать­ся Ба­ше­лье в 1751-53 в Вен­сенне-Сев­ре для мо­де­ли­ро­ва­ния скульп­ту­ры. От­каз от кра­сок и гла­зу­ри был вы­зван стрем­ле­ни­ем со­ста­вить кон­ку­рен­цию мра­мо­ру.

Брюлев­ская вся­кая вся­чи­на — мей­сен­ский де­кор в сти­ле ро­ко­ко, раз­ра­бо­тан­ный око­ло 1742 Эбер­лай­ном и со­сто­я­щий из укра­шен­ных за­вит­ка­ми па­не­лей, окру­жа­ю­щих шпа­ле­ры, ра­ко­ви­ны и цве­ты, мо­де­ли­ро­ван­ные в ре­лье­фе. На­зва­ние свое он по­лу­чил, ко­неч­но, от гра­фа Брю­ля. Б.в.в. мож­но опре­де­лить как тща­тель­но вы­пол­нен­ный ком­по­зи­ци­он­ный бор­дюр, впер­вые при­ме­нен­ный на обе­ден­ном сер­ви­зе, из­го­тов­лен­ном для гра­фа.

Бы­чья кровь (sang de boeuf, фр.) – кро­ва­во-крас­ная гла­зурь, вос­про­из­ве­ден­ная с ки­тай­ских об­раз­цов бли­же к кон­цу XIXв.

Вер­ми­шель­ные фо­ны – непра­виль­ный пе­ре­пле­та­ю­щий­ся узор из из­ви­ли­стых ли­ний, раз­би­ва­ю­щий фон как бы на ост­ров­ки, вы­пол­няв­ший­ся зо­ло­том или од­ной крас­кой по дру­гой (на­при­мер, си­ней по ро­зо­вой), что со­зда­ва­ло мра­мор­ный эф­фект.

Ве­точ­ки шан­ти­льи – лег­кий воз­душ­ный ри­су­нок, со­сто­я­щий из изящ­ных, эс­киз­но вы­пол­нен­ных ве­то­чек цве­тов, пру­ти­ков, трав или хлеб­ных ко­ло­сьев, ко­то­рые ино­гда на­пи­са­ны на фар­фо­ре Шан­ти­льи тре­тьей чет­вер­ти XVIIIв. Туск­ло-ма­ли­но­вой, пур­пур­ной или ко­рич­не­вой крас­ка­ми, но го­раз­до ча­ще си­ней. Ино­гда на цен­траль­ной ве­точ­ке встре­ча­ют­ся ро­зо­вая или крас­ная гвоз­ди­ка. Этот де­кор стал чрез­вы­чай­но по­пуляр­ным, при­ме­нял­ся в Мен­не­си, Ар­ра­се и Турне и до­ста­точ­но ча­сто ко­пи­ро­вал­ся на ан­глий­ском фар­фо­ре Дер­би, Ко­фли и др.

Вин­кель­ма­лер – «ху­дож­ник из-за уг­ла» — так на­зы­ва­ли в Вене де­ко­ра­то­ра со сто­ро­ны или ха­уз­ма­ле­ра.

Ге­раль­ди­че­ская ке­ра­ми­ка и фар­фор. Прак­ти­ка ис­поль­зо­ва­ния ге­раль­ди­ки как сред­ства иден­ти­фи­ка­ции в бит­вах, зре­ли­щах, про­цес­си­ях или тур­ни­рах при­ве­ла к ее при­ме­нению в ка­че­стве мар­ки, озна­ча­ю­щей соб­ствен­ность или по­к­ро­ви­тель­ство. Гер­бы ста­ли ис­поль­зо­вать­ся на ев­ро­пей­ской ке­ра­ми­ке, на­чи­ная с эпо­хи Воз­рож­де­ния. Ис­па­но-мав­ри­тан­ская ке­ра­ми­ка, де­ко­ри­ро­ван­ная люст­ром, ча­сто рас­пи­сы­ва­лась гер­ба­ми фло­рен­тий­ских или ве­не­ци­ан­ских по­ку­па­те­лей, так же, как и ис­пан­ских за­каз­чи­ков. Ге­раль­ди­че­ские рос­пи­си обыч­но от­ли­ча­ют­ся боль­шой экс­прес­си­ей, ко­то­рую уси­ли­ва­ют изоб­ра­же­ния жи­вот­ных. Ко­гда май­о­ли­ко­вая тех­ни­ка на­ча­ла раз­ви­вать­ся в Ита­лии и дру­гих стра­нах, обыч­но под по­кро­ви­тель­ством знат­ных се­мей, та­ких, как Сфор­ца или Ме­ди­чи, гер­бы ста­ли ча­сто вклю­чать в де­кор. Эсте, Сфор­ца, Мон­те­фель­т­ро, Гон­за­го и дел­ла Ро­ве­ре бы­ли щед­ры­ми по­кро­ви­те­ля­ми ис­кусств. Для них из­го­тов­ля­лись луч­шие сер­ви­зы, та­кие, на­при­мер, как вы­пол­нен­ный для Иза­бел­лы д'Эсте (ум. 1539), же­ны ман­ту­ан­ско­го гер­цо­га Джан­фран­че­ско Гон­за­га. Этот сер­виз рас­пи­сан Ни­ко­ло Пел­ли­па-рио фигу­ра­тив­ны­ми сю­же­та­ми из клас­си­че­ской ми­фо­ло­гии и гер­ба­ми Гон­за­го и Эсте. В то же вре­мя ис­то­ри­че­ский стиль, ка­за­лось бы, бо­лее со­от­вет­ству­ю­щий ге­раль­ди­ке, недол­го был в чис­ле гла­вен­ству­ю­щих и за­нял вто­ро­сте­пен­ное по­ло­же­ние по от­но­ше­нию к чи­сто жи­во­пис­ным мо­ти­вам, а ге­раль­ди­че­ские зна­ки при­ня­ли вид щи­тов, ви­ся­щих на де­ре­ве, или впи­сы­ва­лись в «ок­но» в цен­тре рос­пи­си. Вклю­че­ние гер­бов внутрь бор­дю­ров или в ка­че­стве цен­траль­но­го мо­ти­ва ста­ло обыч­ной прак­ти­кой при из­го­тов­ле­нии гер­бо­вых сер­ви­зов. В то вре­мя как по­доб­ное ис­поль­зо­ва­ние ге­раль­ди­ки не мо­жет иметь ино­го зна­че­ния, как ука­за­ние на пра­во соб­ствен­но­сти, ино­гда упо­треб­ле­ние гер­бов яв­ля­ет­ся не бо­лее чем по­ка­за­те­лем мест­но­го или на­цио­наль­но­го пат­ри­о­тиз­ма (на­при­мер, ан­глий­ский герб на блю­дах из стэф­форд­шир­ской усадь­бы и герб Гам­бур­га на гам­бург­ском фа­ян­се) ли­бо зна­ком по­чте­ния. Под стать ис­поль­зо­ва­нию ге­раль­ди­че­ских зна­ков на ран­ней май­о­ли­ке и фа­ян­се и си­ту­а­ция с при­ме­не­ни­ем их на из­де­ли­ях из ка­мен­ных масс, вы­пус­кав­ших­ся в Рейн­ской об­ла­сти в XVI и XVII вв. Се­мья Мен­ни­кен ча­сто ис­поль­зо­ва­ла их на кув­ши­нах и пив­ных круж­ках, осо­бен­но на так на­зы­ва­е­мых «кув­ши­нах кур­фюр­ста», де­ко­ри­ро­ван­ных се­мью щи­та­ми Свя­щен­ной рим­ской им­пе­рии. Не ме­нее ча­сто гер­бы встре­ча­ют­ся и на из­де­ли­ях Зиг­бур­га и Фре­хе­на. Гер­бы, по­ме­щен­ные в цен­тре из­де­лия или в раз­ры­вах бор­то­вой кай­мы, бы­ли ха­рак­тер­ны для та­ких ев­ро­пей­ских про­из­во­ди­те­лей фа­ян­са, как Дел­фт, Ру­ан и Мар­сель, Кю­нер­с­берг (спе­ци­а­ли­зи­ро­вав­ший­ся на гер­бо­вой по­су­де), Ха­нау, Вин­тер­тур (где на ран­ней ке­ра­ми­ке, по­кры­той оло­вян­ной гла­зу­рью, гер­бы в цен­тре из­де­лия мог­ли быть един­ствен­ным эле­мен­том де­ко­ра), Бай­рёйт, Ко­пен­га­ген, Ма­рие­берг и Рёрстранд. Ге­раль­ди­че­ский де­кор мо­жет иметь до­ку­мен­таль­ное зна­че­ние и ука­зы­вать да­ту из­го­тов­ле­ния пред­ме­та или иден­ти­фи­ци­ро­вать с боль­шей точ­но­стью рас­смат­ри­ва­е­мое из­де­лие. При­ме­ром яв­ля­ет­ся сер­виз, из­го­тов­лен­ный Гий­бо из Ру­а­на для Шарль-Фран­с­уа-Фре­де­ри­ка, гер­цо­га де Мон­мо­ран­си и де­ко­ри­ро­ван­ный «клет­ча­тым» бор­дю­ром, в раз­ры­вах ко­то­ро­го по­ме­щен герб Мон­мо­ран­си (Му­зей ке­ра­ми­ки, Ру­ан). Во Фран­ции при­мер Лю­до­ви­ка XIV, а вслед за ним и его при­шор­ных, пе­ре­плав­ляв­ших зо­ло­тые и се­реб­ря­ные ве­щи, чтобы финан­си­ро­вать вой­ны, при­вел не толь­ко к бу­му фа­ян­со­во­го про­из­вод­ства, но и к недол­гой (1710^0) мо­де на ге­раль­ди­че­ский фа­янс. Вполне есте­ствен­ным пред­став­ля­ет­ся и тот факт, что ко­гда в Мей-сене был от­крыт сек­рет из­го­тов­ле­ния фар­фо­ра, из это­го дра­го­цен­но­го ма­те­ри­а­ла ста­ли со­зда­вать гер­бо­вые сер­ви­зы. Из­де­лия эти впе­чат­ля­ют как ко­ли­че­ством пред­ме­тов, так и кон­цеп­ци­ей об­ще­го за­мыс­ла. Наи­бо­лее из­вест­ны­ми бы­ли «Ле­бе­ди­ный» сер­виз, вы­пол­нен­ный для гра­фа Брю­ля, и сер­виз для Сул­ков­ско­го, на каж­дом пред­ме­те ко­то­ро­го изоб­ра­жен сви­ре­пый лев, сто­я­щий на зад­них ла­пах, а в пе­ред­них дер­жа­щий кар­туш в сти­ле ба­рок­ко с за­клю­чен­ным в нем гер­бом Сул­ков­ско­го. Ме­нее вы­ра­зи­тель­ным был сер­виз 1736 го­да, де­ко­ри­ро­ван­ный ми­фи­че­ски­ми жи­вот­ны­ми в ма­не­ре Лё­вен­фин­ка, из­го­тов­лен­ный для гра­фа фон Мю­ни­ха. Фар­фор иг­рал свою роль и в ев­ро­пей­ской ди­пло­ма­тии. На мно­гих круп­ных фаб­ри­ках из­го­тав­ли­ва­ли по­да­роч­ные сер­ви­зы, укра­шен­ные гер­ба­ми адре­са­та этих по­дар­ков. Фар­фо­ро­вые сер­ви­зы с гер­ба­ми по­ку­па­те­ля, за­каз­чи­ка или ода­ря­е­мо­го, про­из­во­ди­лись в Бер­ли­не. К ним при­над­ле­жит сер­виз гра­фа I о пе­ра вы­пол­нен­ный на фаб­ри­ке Ве­ге­ли 1775 и др. Ино­гда и рос­пи­си, вы­пол­нен­ные ха­уз­ма­ле­ра­ми, то­же вклю­ча­ли в се­бя гер­бы, осо­бен­но от­ли­чал­ся этим Иоганн Фри­дрих Метцш.

Гид­рия – Гре­че­ский кув­шин для во­ды с тре­мя руч­ка­ми, две из ко­то­рых рас­по­ло­же­ны го­ри­зон­таль­но друг про­тив дру­га чуть ни­же пле­чи­ков и слу­жат для под­ня­тия кув­ши­на, а тре­тья в фор­ме пет­ли – для его пе­ре­нос­ки

Глаз ку­ро­пат­ки — узор из ма­лень­ких круж­ков с зо­ло­ты­ми точ­ка­ми внут­ри, ис­поль­зо­вав­ший­ся для уси­ле­ния эф­фек­та цвет­ных фо­нов или для при­глу­ше­ния рез­ких то­нов.

Гом­б­рун — тип ке­ра­ми­ки или фар­фо­ра с от­вер­сти­я­ми, ко­то­рые за­пол­ня­ют­ся по­лу­про­зрач­ной гла­зу­рью. На тех ча­стях из­де­лия, где от­вер­стия от­сут­ству­ют, вы­пол­ня­ет­ся ки­сте­вая рос­пись. Эта тех­ни­ка ис­поль­зо­ва­лась в Пер­сии в XII и XIII вв., а впо­след­ствии бы­ла вос­про­из­ве­де­на в XVIIIв. в Ки­тае. За­тем ее осво­и­ли совре­мен­ные ке­ра­ми­сты, и сей­час поль­зу­ют­ся для со­зда­ния очень кра­си­вых ве­щей. На­зва­ние про­ис­хо­дит от го­ро­да Гом­б­ру­на, ан­глий­ской тра­ди­ци­он­ной сто­ян­ки на бе­ре­гу Пер­сид­ско­го за­ли­ва.

Го­ти­че­ский за­вит­ко­вый лист­вен­ный ор­на­мент – сме­ло и энер­гич­но на­пи­сан­ный ор­на­мент при­ме­нял­ся на сред­не­ве­ко­вой ке­ра­ми­ке. Был наи­бо­лее по­пуля­рен при рос­пи­си май­о­ли­ки в XVв. Ор­на­мент со­сто­ял из раз­но­цвет­ных ши­ро­ких ли­стьев, вы­де­лен­ных в цен­тре со­су­да, при­чем кон­цы ли­стьев скру­чи­ва­лись, ли­бо рез­ко за­во­ра­чи­ва­лись в об­рат­ную сто­ро­ну. Б. Рэк­хем от­но­сит этот ор­на­мент к чис­лу «во­лют». "

Яндекс.Погода
Цитата недели
Сегодня именинники:
Наш подход — сочетание современных технологий и вековых традиций керамического мастерства.
Каталог работ 2016-17 ПАЛЛАДА

Приглашаем к сотрудничеству авторов очерков! Ваша статья будет размещена на нашем сайте с фотографиями и указанием авторства.

Присылайте Ваши материалы на е-mail
info@pallada-afina.ru

Положение о персональных данных работников ООО Паллада
Используя передовые технологии и качественные материалы, реставраторы воссоздают первоначальный вид исторического объекта, коорый может радовать глаз петербужцев и гостей города. Посмотреть все направления