Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Выставка «Пермский иконостас» Н.К. Рериха

23 / 07 / 2013
Перм­ский ико­но­стас был спро­ек­ти­ро­ван ху­дож­ни­ком для Ка­зан­ской церк­ви-усы­паль­ни­цы се­мьи перм­ских куп­цов и ме­це­на­тов Ка­мен­ских в Успен­ском жен­ском мо­на­сты­ре в Пер­ми в 1907 г. Цер­ковь в це­лом стро­и­лась по про­ек­ту ака­де­ми­ка ар­хи­тек­ту­ры Вла­ди­ми­ра Алек­сан­дро­ви­ча По­кров­ско­го (1871-1931). Н. К. Ре­ри­хом бы­ли со­зда­ны эс­ки­зы 13 икон, од­на­ко в их рос­пи­си и убран­стве при­ни­мал уча­стие и мос­ков­ский ху­дож­ник Сер­гей Ива­но­вич Ваш­ков (1879-1914), ко­то­рый одел" все на­пи­сан­ные Н. К. Ре­ри­хом ико­ны бас­мой, и ещё неко­то­рые неиз­вест­ные ху­дож­ни­ки-ис­пол­ни­те­ли. Это од­но из са­мых ори­ги­наль­ных про­из­ве­де­ний рус­ской ре­ли­ги­оз­ной жи­во­пи­си на­ча­ла XX ве­ка, от­ра­зив­шее ин­те­рес к древ­не­рус­ской ико­но­пи­си, за­ро­див­ший­ся на ру­бе­же ве­ков. При ра­бо­те над Перм­ским ико­но­ста­сом ху­дож­ник сам на­хо­дил ма­те­ри­ал для ра­бо­ты. В те­че­ние несколь­ких лет он со­вер­шал дли­тель­ные экс­пе­ди­ции по свя­тым ме­стам Древ­ней Ру­си, изу­чая и за­ри­со­вы­вая па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры и жи­во­пи­си. Од­на­ко в Перм­ском ико­но­ста­се нет су­хо­го под­ра­жа­ния из­вест­ным об­раз­цам, это свое­об­раз­ная и ори­ги­наль­ная ре­ли­ги­оз­но-ху­до­же­ствен­ная кон­цеп­ция. В то же вре­мя в ре­ри­хов­ских ико­но­гра­фи­че­ских схе­мах, в ма­не­ре пись­ма, в цве­то­вой раз­ра­бот­ке, в по­ка­зе об­ла­че­ния и мно­го­чис­лен­ных укра­ше­ний мож­но об­на­ру­жить стро­гое и точ­ное со­от­вет­ствие ка­но­ну.
Ико­ны на­пи­са­ны под ста­ри­ну тём­ны­ми от­тен­ка­ми ко­рич­не­во­го, зе­лё­но­го, крас­но­го и на­по­ми­на­ют тор­же­ствен­ные изоб­ра­же­ния древ­них хра­мов, го­во­рит ди­рек­тор Му­зея-ин­сти­ту­та се­мьи Ре­ри­хов Алек­сей Бон­да­рен­ко: «Перм­ский ико­но­стас яв­ля­ет­ся уни­каль­ным про­из­ве­де­ни­ем в ре­ри­хов­ском твор­че­стве и в ико­но­пис­ном ис­кус­стве на­ча­ла 20 ве­ка, во­брав­шем в се­бя мно­гие тра­ди­ции и ху­до­же­ствен­ные при­е­мы. Са­ма те­ма рус­ско­го ду­хов­но­го ис­кус­ства бы­ла важ­на для Ре­ри­ха, она важ­на для совре­мен­ни­ков, ко­то­рые стре­мят­ся по­нять ос­но­вы его твор­че­ства, его глу­би­ну. И этот ико­но­стас по­да­рит мно­го пе­ре­жи­ва­ний вы­со­ко­го, ду­хов­но­го ха­рак­те­ра на­шим по­се­ти­те­лям.
Мы очень бла­го­дар­ны Меж­ду­на­род­но­му фон­ду „Ре­ри­хов­ское на­сле­дие“, ко­то­рый несколь­ко лет со­би­рал сред­ства для ре­став­ра­ции ико­но­ста­са».

Ре­став­ра­ция про­хо­ди­ла в Му­зее-ин­сти­ту­те се­мьи Ре­ри­хов, в ра­бо­те участ­во­ва­ли луч­шие ма­сте­ра по ре­став­ра­ции жи­во­пи­си, де­ре­ва, ме­тал­ла, ра­бо­та­ю­щие в круп­ней­ших му­зе­ях го­ро­да. Ико­но­стас на­хо­дил­ся не в луч­шем со­сто­я­нии — кор­ро­зия про­ела ме­талл и за­тро­ну­ла кра­соч­ный слой. Кро­ме то­го, тех­ни­ка жи­во­пи­си Ре­ри­ха до­ба­ви­ла до­пол­ни­тель­ной слож­но­сти ра­бо­те ма­сте­ров, рас­ска­зы­ва­ет Ху­дож­ник-ре­став­ра­тор Ири­на Геф­динг: «Это бы­ло сюр­при­зом — то, что жи­во­пис­ный слой на­но­сил­ся без грун­та, пря­мо на дос­ку. Ре­рих ис­поль­зо­вал фак­ту­ру де­ре­ва как сред­ство ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, это очень эф­фект­но, ко­гда из-под крас­ки про­све­чи­ва­ет фак­ту­ра де­ре­ва, вклю­чен­ная в ху­до­же­ствен­ный за­мы­сел. Но кра­соч­ный слой на­столь­ко тон­кий, что нелег­ко бы­ло его ре­ста­ври­ро­вать, важ­но бы­ло его со­хра­нить». В на­вер­шии Цар­ских врат изоб­ра­же­на сце­на Бла­го­ве­ще­ния. На ство­рах Цар­ских врат — еван­ге­ли­сты Марк, Мат­фей, Лу­ка и Иоанн. На стол­би­ках Цар­ских врат по­ме­ще­ны об­ра­зы двух Свя­тых Ве­ли­ко­му­че­ниц. В на­дврат­ной се­ни по­ме­ще­на ком­по­зи­ция Тай­ной ве­че­ри. Сле­ва и спра­ва от Цар­ских врат — ико­на «Спас Неру­ко­твор­ный» и ико­на Бо­жи­ей ма­те­ри «Ка­зан­ская», для ко­то­рой Ре­ри­хом бы­ли на­пи­са­ны Празд­ни­ки, об­рам­ля­ю­щие сред­ник. В сред­ник же встав­ле­на ико­на, на­пи­сан­ная в кон­це XVIII -на­ча­ле XIX ве­ка. На се­вер­ных и юж­ных две­рях ико­но­ста­са изоб­ра­же­ны Ар­хан­ге­лы Гав­ри­ил и Ми­ха­ил. Так­же ико­но­стас вклю­ча­ет в се­бя ико­ны Пред­сто­я­щих, или, вер­нее, Из­бран­ных Свя­тых. Свя­тые жё­ны на се­вер­ной и юж­ной ико­нах — это, воз­мож­но, Ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ве­ра и Ли­дия Ил­ли­рий­ская, Свя­тые му­жи — ве­ро­ят­но, Гри­го­рий Бо­го­слов и Свя­ти­тель Филипп. По­се­ти­те­ли вы­став­ки по­лу­ча­ют уни­каль­ную воз­мож­ность по­зна­ко­мить­ся с прак­ти­че­ски не из­вест­ной ши­ро­ко­му кру­гу зри­те­лей стра­ни­цей рус­ской ре­ли­ги­оз­ной жи­во­пи­си и твор­че­ства Н. К. Ре­ри­ха, рас­ска­зы­ва­ет ку­ра­тор вы­став­ки, со­труд­ник МИСР Ма­рия Чес­но­ко­ва: «Экс­по­ни­ро­ва­ние это­го уни­каль­но­го про­из­ве­де­ния Ре­ри­ха от­кры­ва­ет се­рию вы­ста­вок, где бу­дут пред­став­ле­ны под­лин­ные про­из­ве­де­ния ху­дож­ни­ка из раз­лич­ных рос­сий­ских му­зеев».

В на­сто­я­щее вре­мя од­на ико­на это­го ико­но­ста­са хра­нит­ся в Ека­те­рин­бург­ском ху­до­же­ствен­ном му­зее, осталь­ные его ико­ны при­над­ле­жат Перм­ской га­ле­рее. Та­ким об­ра­зом, на вы­став­ке зри­те­лям пред­став­ля­ет­ся уни­каль­ная, и мо­жет быть, един­ствен­ная воз­мож­ность уви­деть прак­ти­че­ски це­ли­ком за­мы­сел Ни­ко­лая Ре­ри­ха. Вы­став­ка про­длит­ся до 1 сен­тяб­ря 2013 го­да.

Кон­такт­ная ин­фор­ма­ция Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Го­судар­ствен­но­го Му­зея-ин­сти­ту­та име­ни Ре­ри­хов +7 (812) 323-08-85 Ва­си­льев­ский ост­ров, 18-я ли­ния, д.1"
Яндекс.Погода
Цитата недели
Сегодня именинники:
Наш подход — сочетание современных технологий и вековых традиций керамического мастерства.
Каталог работ 2016-17 ПАЛЛАДА

Приглашаем к сотрудничеству авторов очерков! Ваша статья будет размещена на нашем сайте с фотографиями и указанием авторства.

Присылайте Ваши материалы на е-mail
info@pallada-afina.ru

Положение о персональных данных работников ООО Паллада
Используя передовые технологии и качественные материалы, реставраторы воссоздают первоначальный вид исторического объекта, коорый может радовать глаз петербужцев и гостей города. Посмотреть все направления