Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Вышла очередная статья А. И. Роденкова о работе наших реставраторов которая помогла идентифицировать произведение художника по мозайке и керамике ХIX-ХХ вв. Леопольда Бонафеде!

28 / 02 / 2012

По­черк из­вест­но­го ма­сте­ра под­твер­ди­ли ре­став­ра­то­ры
Ан­дрей РОДЕНКОВ

Чи­та­те­лям На­сле­дия зна­ко­ма фа­ми­лия Бо­на­фе­де. Хи­ми­ков-мо­за­и­чи­стов бра­тьев Джу­сти­ни­а­на (1825 — 1866) и Лео­поль­да (1833 — 1878) Бо­на­фе­де при­гла­си­ли для воз­рож­де­ния мо­за­ич­но­го про­из­вод­ства в Рос­сии. При­быв в кон­це 1851 го­да из Ри­ма в Пе­тер­бург, оба при­сту­пи­ли к ра­бо­те в мо­за­ич­ном от­де­ле­нии Ака­де­мии ху­до­жеств, с 1852 го­да на­хо­див­шем­ся в ве­де­нии Им­пе­ра­тор­ско­го стек­лян­но­го за­во­да.

Как от­ме­ча­ет­ся в фун­да­мен­таль­ной мо­но­гра­фии по ис­то­рии это­го за­во­да, «с пе­ре­ез­дом в Рос­сию бра­тьев Бо­на­фе­де рус­ские ма­сте­ра по­лу­чи­ли воз­мож­ность при­об­щить­ся к ев­ро­пей­ским тех­но­ло­ги­ям и прак­ти­ке мо­за­ич­но­го де­ла». Имен­но то­гда на­ча­лись мас­штаб­ные мо­за­ич­ные ра­бо­ты для Иса­а­ки­ев­ско­го со­бо­ра, по­лу­чив­шие впо­след­ствии все­мир­ное при­зна­ние.

Но та­лант­ли­вые бра­тья про­сла­ви­лись не толь­ко в мо­за­ич­ном де­ле. В 1863 го­ду они пред­ста­ви­ли со­ве­ту Ака­де­мии ху­до­жеств свое изоб­ре­те­ние — хро­мо­ке­ра­ми­че­скую мас­су, ко­то­рая мог­ла быть ис­поль­зо­ва­на для из­го­тов­ле­ния по­ли­хром­ных из­раз­цов и на­поль­ных пли­ток. По­сле смер­ти стар­ше­го бра­та Джу­сти­ни­а­на Лео­польд Бо­на­фе­де про­дол­жал опы­ты по раз­ра­бот­ке тех­но­ло­гии про­из­вод­ства по­ли­хром­ной ке­ра­ми­ки и в 1870 го­ду по­дал хо­да­тай­ство об устрой­стве спе­ци­аль­ной ма­стер­ской для про­из­вод­ства май­о­ли­ко­вых из­де­лий.

Вот как об этом пи­сал сам Лео­польд Пет­ро­вич: «ве­ли­кий князь Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич, уви­дев мои по­след­ние опы­ты, из­во­лил пе­ре­дать через кня­зя Га­га­ри­на же­ла­ние воз­об­но­вить это ис­кус­ство в Рос­сии, а так­же ху­до­же­ствен­ную жи­во­пись (май­о­ли­ку) вслед за тем мне бы­ло от­ве­де­но по­ме­ще­ние на Им­пе­ра­тор­ском стек­лян­ном за­во­де, где я устро­ил ма­лень­кую ма­стер­скую, ко­то­рая в на­сто­я­щее вре­мя уже в со­сто­я­нии эма­льи­ро­вать и об­жечь до 200 штук че­ты­рех­верш­ко­вых жи­во­пис­ных из­раз­цов в день».

К со­жа­ле­нию, май­о­ли­ко­вых из­де­лий ма­стер­ской Л. Бо­на­фе­де со­хра­ни­лось немно­го. В Пе­тер­бур­ге до по­след­не­го вре­ме­ни бы­ла до­сто­вер­но из­вест­на толь­ко од­на ра­бо­та это­го ма­сте­ра — из­раз­цо­вая печь по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра А. И. Ре­за­но­ва в Боль­шой сто­ло­вой двор­ца ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Алек­сан­дро­ви­ча на Двор­цо­вой наб., 26 (со­хра­ни­лась под­пись Бо­на­фе­де на ли­це­вой сто­роне од­но­го из из­раз­цов).

Еще несколь­ко из­де­лий лишь ги­по­те­ти­че­ски счи­та­лись про­из­ве­де­ни­я­ми ма­сте­ра. Сре­ди них — ка­мин, об­ли­цо­ван­ный из­раз­ца­ми с изоб­ра­же­ни­я­ми при­чуд­ли­вых рас­те­ний и жи­вот­ных, в ман­сард­ном по­ме­ще­нии особ­ня­ка из­вест­но­го ху­дож­ни­ка и кол­лек­ци­о­не­ра М. П. Бот­ки­на (В. О., 18-я ли­ния, 1/41). Ги­по­те­за вы­зы­ва­ла со­мне­ние, так как ка­мин уста­но­ви­ли не ра­нее 1883 го­да, ко­гда над­стро­и­ли ман­сард­ный этаж, хо­тя из­вест­но, что по­сле смер­ти Л. Бо­на­фе­де в 1878 го­ду ма­стер­ская пре­кра­ти­ла вы­пуск ке­ра­ми­ки и за­ни­ма­лась толь­ко из­го­тов­ле­ни­ем гла­зу­рей.

Вне­сти яс­ность по­мог­ла на­чав­ша­я­ся ре­став­ра­ция. При вни­ма­тель­ном изу­че­нии каж­до­го из­раз­ца на тыль­ной сто­роне двух из них уда­лось об­на­ру­жить под­пись «С.П.Б. Л. Бо­на­фе­де. 1874 г.», на­не­сен­ную в ха­рак­тер­ной для это­го ма­сте­ра ма­не­ре цвет­ны­ми гла­зу­ря­ми. Осталь­ные из­раз­цы не от­ли­ча­ют­ся от под­пис­ных ни по цве­то­вой то­наль­но­сти при­ме­нен­ных гла­зу­рей, ни по дру­гим «тех­но­ло­ги­че­ским» мо­мен­там, что поз­во­ля­ет всех их да­ти­ро­вать так­же 1874 го­дом.

Та­ким об­ра­зом, эта ра­бо­та Л. Бо­на­фе­де не пред­на­зна­ча­лась пер­во­на­чаль­но для особ­ня­ка на Ва­си­льев­ском ост­ро­ве, куп­лен­но­го и пе­ре­стро­ен­но­го М. П. Бот­ки­ным лишь в на­ча­ле 1880-х го­дов. Как и по­че­му из­раз­цы из­вест­но­го ма­сте­ра спу­стя по­чти де­ся­ти­ле­тие укра­си­ли имен­но этот дом? От­вет ле­жит на по­верх­но­сти.

Де­ло в том, что же­на Лео­поль­да Бо­на­фе­де Лу­и­за (Эло­иза) Фе­до­ров­на бы­ла до­че­рью из­вест­но­го ху­дож­ни­ка Ф. А. Бру­ни, за­ве­до­вав­ше­го в 1866 — 1875 го­дах мо­за­ич­ным за­ве­де­ни­ем Ака­де­мии ху­до­жеств. По­сле смер­ти му­жа она уна­сле­до­ва­ла «за­вод по при­го­тов­ле­нию гон­чар­ной гла­зу­ри» (так на­зы­ва­лась быв­шая гон­чар­ная ма­стер­ская). Пе­ре­стра­и­вал же особ­няк и за­но­во оформ­лял его ин­те­рье­ры ар­хи­тек­тор А. К. Бру­ни — дво­ю­род­ный брат Лу­и­зы Фе­до­ров­ны...

Те­перь от­ре­ста­ври­ро­ван­ный ка­мин по­пол­нит пе­тер­бург­ский пе­ре­чень со­хра­нив­ших­ся, как ска­за­но в сло­ва­ре Брок­гау­за и Ефро­на, «ис­тин­но ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний из ма­стер­ской цвет­ных из­раз­цов ху­дож­ни­ка Л. П. Бо­на­фе­де».

Ис­точ­ник www.spbvedomosti.ru
Яндекс.Погода
Цитата недели
Сегодня именинники:
Наш подход — сочетание современных технологий и вековых традиций керамического мастерства.
Каталог работ 2016-17 ПАЛЛАДА

Приглашаем к сотрудничеству авторов очерков! Ваша статья будет размещена на нашем сайте с фотографиями и указанием авторства.

Присылайте Ваши материалы на е-mail
info@pallada-afina.ru

Положение о персональных данных работников ООО Паллада
Используя передовые технологии и качественные материалы, реставраторы воссоздают первоначальный вид исторического объекта, коорый может радовать глаз петербужцев и гостей города. Посмотреть все направления