Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Жаль, что мы живём беспечно… - статья о реставрации изразцовых печей в газете "Выборг" №67"

16 / 05 / 2010
<p align=«justify»">Од­на­жды я ста­ла сви­де­те­лем раз­го­во­ра Ан­дрея Ро­ден­ко­ва с жен­щи­ной, ко­то­рая жа­ло­ва­лась, что ка­фель­ная печь в ее до­ме пло­хо то­пит­ся. А чтобы узнать о том, как про­ис­хо­дит ре­став­ра­ция пе­чей, я на­пра­ви­лась в Санкт-Пе­тер­бург­скую ре­став­ра­ци­он­ную фир­му Пал­ла­да", на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ским сек­то­ром ко­то­рой и за­ве­ду­ет Ан­дрей Ро­ден­ков. По­ка­зы­вал ма­стер­скую, по хо­ду дей­ствия рас­ска­зы­вая о том, что и как здесь про­ис­хо­дит, ди­рек­тор фир­мы Кон­стан­тин Ли­хо­лат. Ре­став­ра­ция из­раз­цо­вых пе­чей — Мы за­ни­ма­ем­ся ре­став­ра­ци­ей ке­ра­ми­ки как ин­те­рьер­ной, так и экс­те­рьер­ной. В слу­чае утра­ты са­ми из­го­тав­ли­ва­ем иден­тич­ный ана­лог.
В боль­шом за­ле на огром­ных сто­лах вы­ло­же­ны разо­бран­ные из­раз­цо­вые пе­чи. Каж­дый на­бор — от­дель­но, чтобы мож­но бы­ло со­ста­вить пред­став­ле­ние о том, как вы­гля­де­ла печь, в свои луч­шие вре­ме­на.
Од­на из по­след­них на­хо­док К. Ли­хо­ла­та и А. Ро­ден­ко­ва — печь из­раз­цо­во­го за­во­да «Ли­бо Е.Л.» из Виль­ню­са. Очень кра­си­вы ее рос­кош­ная ко­ро­на и ар­хит­рав­ная часть под ней. Лю­бо­пыт­но, что в той же квар­ти­ре сто­я­ли пе­чи Сак­сон­ской фаб­ри­ки и Рак­ко­ла­ни­ок­ско­го за­во­да. А вот еще один ин­те­рес­ней­ший эк­зем­пляр — печь за­во­да «Або», из­го­тов­лен­ная по немец­ким фор­мам, под на­зва­ни­ем «Брун­гиль­да». На­зва­ние пошло от «го­ло­вы», ко­то­рая вен­ча­ла ко­ро­ну этой пе­чи. Дан­ная мо­дель пе­чи пре­тер­пе­ва­ла раз­ные мо­ди­фи­ка­ции, но «го­ло­ва Брун­гиль­ды» все так­же вен­ча­ет ко­ро­ну.
По­ка мне де­мон­стри­ро­ва­ли при­ме­ры из­раз­цов, один из ма­сте­ров за­ни­мал­ся чист­кой тер­ра­ко­то­во­го, т.е. не по­кры­то­го гла­зу­рью, из­раз­ца. Его ра­бо­ту про­ком­мен­ти­ро­вал Кон­стан­тин Вик­то­ро­вич.
— Один из эта­пов ре­став­ра­ции — руч­ная рас­чист­ка из­раз­ца. Спе­ци­аль­но под­би­ра­ет­ся ин­стру­мент по­мяг­че, чтобы не по­вре­дить ке­ра­ми­ку. И вот по­ти­хо­неч­ку, ак­ку­рат­но, шаг за ша­гом она осво­бож­да­ет­ся от бес­ко­неч­ных сло­ев крас­ки Тер­ра­ко­то­вые пе­чи бы­ли ин­те­рес­ны тем, что они по­доб­ны чи­сто­му ли­сту бу­ма­ги, на ко­то­ром за­каз­чи­ки са­ми мог­ли ри­со­вать. Та­кие пе­чи по­ку­па­ли из эко­но­ми­че­ских со­об­ра­же­ний и рас­кра­ши­ва­ли в тон стен. Жиль­цы квар­тир ме­ня­лись, с ни­ми ме­ня­лись вку­сы и пред­по­чте­ния, а, сле­до­ва­тель­но, и цвет пе­чи. С каж­дым ра­зом как пан­цирь на пан­цирь на­кла­ды­вал­ся но­вый цвет, под ко­то­рым уже тя­же­ло раз­гля­деть тон­кую леп­ни­ну и всю кра­со­ту пе­чи. И сей­час при ре­став­ра­ции ма­сте­ра уда­ля­ют до трид­ца­ти сло­ев раз­лич­ной крас­ки, от мас­ля­ных до во­до­эмуль­си­он­ных. По­сту­пив­шие на ре­став­ра­цию пе­чи, в за­ви­си­мо­сти от по­же­ла­ний за­каз­чи­ка, ли­бо до­во­дят­ся до со­сто­я­ния но­вой (неред­ко част­но­му за­каз­чи­ку хо­чет­ся, чтобы не бы­ли за­мет­ны сле­ды ре­став­ра­ции), ли­бо на­обо­рот, под­чер­ки­ва­ет­ся «жизнь» пе­чи. Это осо­бо важ­но для му­зеев — под­черк­нуть ре­став­ра­цию и от­мар­ки­ро­вать вновь из­го­тов­лен­ные из­раз­цы от ис­то­ри­че­ских.
Печь — это функ­цио­наль­ный аг­ре­гат, по­это­му мно­гие из них до­ста­точ­но ча­сто пе­ре­кла­ды­ва­лись. В хо­де непра­виль­ной экс­плу­а­та­ции из­раз­цо­вая об­ли­цов­ка мог­ла трес­нуть, мог­ли вы­сы­пать­ся швы, на­ру­шить­ся внут­рен­няя кир­пич­ная клад­ка… Неред­ко внут­ри ста­рин­ной из­раз­цо­вой пе­чи мож­но най­ти кир­пич на­мно­го мо­ло­же.
Осмат­ри­вать печь, под­ле­жа­щую ре­став­ра­ции, вы­ез­жа­ет спе­ци­а­лист (ма­стер-ре­став­ра­тор). Смот­рит, как она со­бра­на, на ка­ком рас­тво­ре, ка­ким об­ра­зом ее луч­ше раз­би­рать, а так­же, ка­кой ком­плекс ра­бот на­до про­ве­сти при ее ре­став­ра­ции.
Для то­го же, чтобы вос­ста­но­вить уте­рян­ный (раз­би­тый) из­ра­зец, в ма­стер­ской из­го­тав­ли­ва­ют его пол­ный ана­лог — пли­ту с ре­льеф­ной или глад­кой ли­це­вой по­верх­но­стью, ко­то­рая в свою оче­редь мо­жет иметь рас­пис­ное изоб­ра­же­ние. На тыль­ной сто­роне из­раз­ца име­ют­ся реб­ра жест­ко­сти, на­зы­ва­е­мые рум­пой (печ­ни­ки ее име­ну­ют «рюм­кой»). В про­цес­се из­го­тов­ле­ния из­раз­ца в рум­пе де­ла­ют неболь­шие от­вер­стия, с по­мо­щью ко­то­рых из­ра­зец кре­пят в кир­пич­ной клад­ке пе­чи. Из­раз­цы мо­гут быть де­ко­ри­ро­ва­ны ху­до­же­ствен­ным ри­сун­ком, ино­гда об­ре­та­ют раз­лич­ные гео­мет­ри­че­ские очер­та­ния. Для со­зда­ния на по­верх­но­сти из­раз­ца ре­лье­фа при­ме­ня­ют спе­ци­аль­ные фор­мы. Из­на­чаль­но для из­го­тов­ле­ния из­раз­цов ис­поль­зо­ва­лись де­ре­вян­ные фор­мы, ко­то­рые от­ли­ча­лись проч­но­стью и вы­со­кой на­деж­но­стью. На за­во­дах с мно­го­ве­ко­вой ис­то­ри­ей да­же сей­час мож­но встре­тить фор­мы из крас­но­го де­ре­ва. Поз­же по­явил­ся дру­гой спо­соб фор­мов­ки из­раз­цов — с по­мо­щью гип­са. Пре­иму­ще­ство здесь в том, что ма­стер вна­ча­ле ле­пит точ­ную мо­дель из­раз­ца и в про­цес­се леп­ки ви­дит, как бу­дет вы­гля­деть из­ра­зец по­сле его фор­мов­ки. К со­жа­ле­нию, гип­со­вые фор­мы ме­нее дол­го­веч­ные.
Та­кая же ра­бо­та, но боль­ше­го мас­шта­ба, вы­пол­ня­ет­ся для из­го­тов­ле­ния це­лой из­раз­цо­вой пе­чи, ко­то­рая на­счи­ты­ва­ет несколь­ко со­тен непо­вто­ря­ю­щих­ся эле­мен­тов. По­сле то­го, как гип­со­вые фор­мы го­то­вы, в них «от­ми­на­ют» гли­ня­ную мас­су. За­тем ей да­ют под­сох­нуть. Гип­со­вая фор­ма име­ет спо­соб­ность вы­са­сы­вать во­ду из гли­ня­ной мас­сы, в ре­зуль­та­те гли­на, про­сы­хая и уплот­ня­ясь, умень­ша­ет­ся в объ­е­ме от­ста­ет от сте­нок гип­со­вой фор­мы и вы­ни­ма­ет­ся.
Сле­ду­ю­щая ста­дия — дли­тель­ная суш­ка, а за­тем — ан­го­би­ров­ка. Ан­гоб — это сме­та­но­об­раз­ный вод­ный рас­твор гли­ны. Ча­ще все­го ис­поль­зу­ет­ся бе­лая гли­на. Че­ре­пок по­кры­ва­ет­ся бе­лым ан­го­бом и от­прав­ля­ет­ся на пер­вый, утиль­ный об­жиг, в элек­три­че­скую му­фель­ную печь на срок от 4 до 24 ча­сов и в опре­де­лен­ном тем­пе­ра­тур­ном ре­жи­ме, ко­то­рый кон­тро­ли­ру­ет­ся элек­тро­ни­кой. За­тем из­ра­зец по­кры­ва­ет­ся цвет­ны­ми гла­зу­ря­ми или глу­хи­ми эма­ля­ми и сно­ва об­жи­га­ет­ся в пе­чи. По­ми­мо все­го про­че­го до­пол­ни­тель­но мо­жет быть вы­пол­нен де­ко­ра­тив­ный об­жиг и на­не­се­на рос­пись (на­при­мер, зо­ло­том или над­гла­зур­ная). Ке­ра­ми­ка руч­ной ра­бо­ты име­ет свой­ство «ве­сти». По­это­му из­ра­зец по­сле пер­во­го об­жи­га необ­хо­ди­мо во­гнать в тот ар­хи­тек­тур­ный раз­мер, ко­то­рый за­кла­ды­вал­ся. Для это­го на ста­пе­ле «на­сухую» со­би­ра­ет­ся печь, чтобы по­том мон­таж­ни­кам бы­ло лег­че ее со­брать на ме­сте.
Об­ли­цов­ку про­из­во­дят од­новре­мен­но с клад­кой пе­чей. Мон­таж из­раз­цов необ­хо­ди­мо до­ве­рять толь­ко спе­ци­а­ли­стам, так как от них за­ви­сит даль­ней­шее функ­ци­о­ни­ро­ва­ние пе­чи и ее внеш­ний вид. В из­раз­цы встав­ля­ет­ся обо­жжен­ная про­во­ло­ка (в спе­ци­аль­ные от­вер­стия на тыль­ной сто­роне из­де­лия — рум­пе). За­гну­тые кон­цы про­во­ло­ки ма­стер об­ма­ты­ва­ет дру­гой, бо­лее мяг­кой про­во­ло­кой. Эта кон­струк­ция яв­ля­ет­ся свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду клад­кой и из­раз­ца­ми. Для то­го, чтобы эле­мен­ты бы­ли плот­но при­жа­ты друг к дру­гу, ма­стер с по­мо­щью мяг­кой про­во­ло­ки со­еди­ня­ет про­во­ло­ку со­сед­них из­раз­цов. По­ми­мо дан­но­го креп­ле­ния печ­ни­ки — про­фес­сио­на­лы мо­гут ис­поль­зо­вать спе­ци­аль­ные ско­бы. Швы меж­ду из­раз­ца­ми, за­пол­ня­ют­ся за­ти­роч­ным рас­тво­ром. Печь в про­цес­се воз­ве­де­ния как бы оде­ва­ет­ся из­раз­цо­вой коль­чу­гой, при­об­ре­тая кра­си­вую и проч­ную по­верх­ность, по­лу­чая до­пол­ни­тель­ную теп­ло­ем­кость и непо­вто­ри­мую де­ко­ра­тив­ность.
— В ре­зуль­та­те по­лу­чал­ся как бы жи­вой «ор­га­низм» с об­щи­ми ко­эф­фи­ци­ен­та­ми теп­ло­во­го рас­ши­ре­ния де­та­лей, ко­то­рые жи­ли и ды­ша­ли, — за­ме­ча­ет Кон­стан­тин Ли­хо­лат. — Печь вы­со­той до трех мет­ров мо­жет при топ­ке уве­ли­чить­ся в вы­со­ту до несколь­ких сан­ти­мет­ров.
На­до ска­зать, что об­ли­цов­ка пе­чей из­раз­ца­ми но­сит и де­ко­ра­тив­ный, и функ­цио­наль­ный ха­рак­тер. По­ми­мо при­вле­ка­тель­но­го ви­да у пе­чи, об­ли­цо­ван­ной из­раз­ца­ми, по­вы­ша­ет­ся теп­ло­от­да­ча. К то­му же, пыль, осе­да­ю­щую на по­верх­но­сти пе­чи, лег­ко уда­лить, в от­ли­чие от ошту­ка­ту­рен­ных по­верх­но­стей. В раз­ное вре­мя про­из­во­ди­лись из­раз­цы тер­ра­ко­то­вые, по­лив­ные, по­ли­хром­ные. В на­ши дни на­име­но­ва­ний, свя­зан­ных с со­ста­вом и на­зна­че­ни­ем из­раз­цов, на­мно­го боль­ше. Это «бор­дюр­ный», «угол бор­дю­ра», «квад­рат­ный», «по­лу­ко­лон­на», «ко­лон­на», «ар­ка», «май­о­ли­ко­вые», «од­но­тон­ные», «цвет­ные» и др.
По­сле по­се­ще­ния ре­став­ра­ци­он­ной ма­стер­ской оста­ет­ся ощу­ще­ние, что по­бы­вал в со­кро­вищ­ни­це. Мож­но не толь­ко по­смот­реть, но и осто­рож­но все по­тро­гать. Цен­ность то­го, что там пред­став­ле­но, несо­из­ме­ри­мо боль­ше, чем мерт­вый груз за­пер­то­го в сун­ду­ки зо­ло­та. У каж­до­го ка­ми­на или пе­чи — своя ис­то­рия, за­пе­чат­лен­ная в сле­дах на из­раз­цах, клей­мах на двер­цах, остат­ке пеп­ла в оча­ге и мно­гом дру­гом. Ре­став­ра­тор — это док­тор, ко­то­рый по­смот­рит, вы­ле­чит и вновь от­пра­вит в строй — жить даль­ше. Юлия Полш­ко­ва
№67 (14.05.2010)
Яндекс.Погода
Цитата недели
Сегодня именинники:
Наш подход — сочетание современных технологий и вековых традиций керамического мастерства.
Каталог работ 2016-17 ПАЛЛАДА

Приглашаем к сотрудничеству авторов очерков! Ваша статья будет размещена на нашем сайте с фотографиями и указанием авторства.

Присылайте Ваши материалы на е-mail
info@pallada-afina.ru

Положение о персональных данных работников ООО Паллада
Используя передовые технологии и качественные материалы, реставраторы воссоздают первоначальный вид исторического объекта, коорый может радовать глаз петербужцев и гостей города. Посмотреть все направления