Группа компаний «Паллада»
Реставрация, Строительство
Производство, Проектирование

Интервью с Андреем Роденковым, консультантом ООО Паллада" (продолжение) "Изумрудное чудо с белыми лилиями...

18 / 01 / 2010
<div align=«justify»">От­но­си­тель­но недав­но мы уже рас­ска­зы­ва­ли о встре­че с Ан­дре­ем Ро­ден­ко­вым, а так­же обе­ща­ли про­дол­жить с ним на­шу про­гул­ку по Вы­бор­гу
В раз­ру­шен­ном до­ме Го­вин­га в свое вре­мя бы­ли пред­став­ле­ны пе­чи всех за­во­дов, и их утра­та, по сло­вам Ан­дрея Ива­но­ви­ча, про­сто невос­пол­ни­ма. Прав­да, неко­то­рые из них мож­но еще уви­деть… На­при­мер, в зда­нии быв­ше­го рус­ско­го на­чаль­но­го учи­ли­ща па­мя­ти Е.Н.Гей­ден (совре­мен­ная шко­ла № 1) на Со­бор­ной пло­ща­ди. Его по­ме­ще­ния укра­ша­ют пе­чи за­во­да «Або». Вы­де­ля­ет­ся печь с ре­льеф­ным изоб­ра­же­ни­ем че­ло­ве­че­ско­го ли­ца. Кро­ме пе­чей это­го за­во­да есть еще три пе­чи, об­ли­цо­ван­ные из­раз­ца­ми Рак­ко­ла­ни­ок­ско­го гон­чар­но­го за­во­да.
Нель­зя обой­ти вни­ма­ни­ем и быв­шее зда­ние ком­па­нии «Хак­ман и Ко» (Hackman Co), ко­то­рое вы­борг­ский кра­е­вед Ев­ге­ний Кепп от­но­сил к наи­бо­лее цен­ным па­мят­ни­кам на­цио­наль­но­го ро­ман­тиз­ма в Вы­бор­ге. Зда­ние по­стро­е­но в 1907-1908 гг. по про­ек­ту Гюль­де­на и Уль­бер­га, ко­то­рые в это же вре­мя ра­бо­та­ли в ар­хи­тек­тур­ном бю­ро в Вы­бор­ге.
За­каз­чи­ком про­ек­та был Виль­гельм Хак­ман, один из са­мых бо­га­тых и вли­я­тель­ных де­ло­вых лю­дей го­ро­да. В цо­коль­ном эта­же рас­по­ла­га­лись кон­тор­ские по­ме­ще­ния (пра­вая вход­ная дверь). На ста­рой фо­то­гра­фии в од­ном из по­ме­ще­ний спра­ва вид­на печь. При этом хо­ро­шее ка­че­ство изоб­ра­же­ния поз­во­ля­ет ее од­но­знач­но иден­ти­фи­ци­ро­вать как спро­ек­ти­ро­ван­ную А. Гюль­де­ном и У. Уль­бер­гом.
На вто­ром эта­же рас­по­ла­га­лась квар­ти­ра Виль­гель­ма Хак­ма­на (ле­вая вход­ная дверь). Он вло­жил огром­ные сред­ства в укра­ше­ние ин­те­рье­ров, где бы­ли ис­поль­зо­ва­ны та­кие ма­те­ри­а­лы, как мра­мор, оре­хо­вое де­ре­во и дуб. Од­на­ко в со­вет­ское вре­мя рос­кош­ные ин­те­рье­ры пре­вра­ти­лись в ма­ло­га­ба­рит­ные квар­ти­ры. Вре­мя не по­ща­ди­ло и из­раз­цо­вые пе­чи со­хра­ни­лась од­на, за­кра­шен­ная мас­ля­ной крас­кой (!), — в ко­ри­до­ре, и дру­гая, силь­но по­вре­жден­ная, — в од­ном из быв­ших жи­лых по­ме­ще­ний.
По­сколь­ку этих мо­де­лей Ан­дрей Ива­но­вич не на­шел ни в од­ном из из­вест­ных ему за­вод­ских прейс­ку­ран­тов и они ни­где бо­лее не встре­ча­ют­ся, он вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние, что ука­зан­ные пе­чи так­же спро­ек­ти­ро­ва­ны Гюль­де­ном и Уль­бер­гом ли­бо по ин­ди­ви­ду­аль­но­му за­ка­зу Виль­гель­ма Хак­ма­на, ли­бо бы­ли пред­на­зна­че­ны для се­рий­но­го из­го­тов­ле­ния, но по ка­ким-то при­чи­нам за­вод не стал их ши­ро­ко ре­кла­ми­ро­вать. Ан­дрей Ива­но­вич вы­ра­зил на­деж­ду, что бу­ду­щие хо­зя­е­ва зда­ния смо­гут со­хра­нить и ре­ста­ври­ро­вать остав­ши­е­ся пе­чи, несо­мнен­но, пред­став­ля­ю­щие ху­до­же­ствен­ный ин­те­рес и яв­ля­ю­щи­е­ся па­мят­ни­ка­ми де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства.
…Неда­ле­ко от Вы­бор­га, на ост­ро­ве Памп­пу­са­ари (Pamppusaari от финск. раmppu — ду­бин­ка) — на совре­мен­ных кар­тах о. Воль­ный — пря­мо на­про­тив баш­ни Ту­ра на о. Вер­хо­лаз, до Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны на­хо­ди­лось са­до­вое име­ние Памп­пу­са­ари (Pamppusaaren puutarhatila), ко­то­рым с 1924 г. вла­дел вто­рой пре­зи­дент Фин­лян­дии Ла­у­ри Кри­сти­ан Ре­лан­дер. Памп­пу­са­ари бы­ло тем ме­стом, где Ре­лан­дер от­ды­хал и пе­ре­во­дил дух в наи­бо­лее бур­ные пе­ри­о­ды сво­ей по­ли­ти­че­ской ка­рье­ры. Са­мой яр­кой до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью со­хра­нив­ше­го­ся до­ма, как сле­ду­ет из рас­ска­за Ан­дрея Ива­но­ви­ча, яв­ля­ет­ся мо­но­хром­ная май­о­ли­ко­вая печь необыч­ной во­гну­той фор­мы, укра­ша­ю­щая один из хол­лов зда­ния. Эс­киз этой уг­ло­вой пе­чи и ее схе­му мож­но уви­деть в до­пол­не­нии к ре­клам­но­му ка­та­ло­гу 1915 го­да Рак­ко­ла­ни­ок­ско­го гон­чар­но­го за­во­да. В том, что об­ли­цов­ка пе­чи про­из­ве­де­на на Рак­ко­ла­ни­ок­ском за­во­де, нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го, так как сам за­вод на­хо­дил­ся при­мер­но в 10 км по пря­мой от опи­сы­ва­е­мо­го име­ния. Уди­ви­тель­но дру­гое: ма­ло то­го, что под эс­ки­зом сто­ит под­пись все­мир­но из­вест­но­го ар­хи­тек­то­ра Эли­е­ля Са­ари­не­на, так еще и ука­за­ны вре­мя и ме­сто, где бы­ла спро­ек­ти­ро­ва­на эта печь — 1915, Hvittrask (Вит­треск — за­го­род­ный дом-сту­дия зод­че­го до его отъ­ез­да в 1923 г. в США).
А вот жи­те­лям по­сел­ка Воз­рож­де­ние по­вез­ло: они каж­дый день и се­го­дня мо­гут лю­бо­вать­ся пе­ча­ми Рак­ко­ла­ни­ок­ско­го за­во­да. На же­лез­но­до­рож­ной стан­ции Воз­рож­де­ние (Kavantsaari — финск.), на­хо­дя­щей­ся меж­ду Вы­бор­гом и Ка­мен­но­гор­ском, со­хра­ни­лось ста­рое зда­ние вок­за­ла. До­жи­ли до на­ших дней и пре­крас­ные ка­фель­ные пе­чи, рас­по­ла­га­ю­щи­е­ся на обо­их эта­жах зда­ния. Быв­ший зал ожи­да­ния, пе­ре­де­лан­ный в слу­жеб­ное по­ме­ще­ние, укра­ша­ет бе­лая ка­фель­ная печь, об­ли­цов­ка ко­то­рой из­го­тов­ле­на на Рак­ко­ла­ни­ок­ском гон­чар­ном за­во­де по эс­ки­зу ар­хи­тек­то­ра Эду­ар­да Диппе­ля. С неболь­ши­ми утра­та­ми со­хра­ни­лась печ­ная двер­ца с ре­льеф­ным узо­ром. В пра­вом кры­ле зда­ния — еще од­на «рак­ко­ла­ни­ок­ская» печь, спро­ек­ти­ро­ван­ная из­вест­ным фин­ским ар­хи­тек­то­ром Па­а­во Уо­т­и­ла.
Па­а­во Уо­т­и­ла был вы­борг­ским го­род­ским ар­хи­тек­то­ром с 1912 по 1928 год. У Ев­ге­ния Кеп­па чи­та­ем: «Воз­ве­ден­ный в 1907 го­ду по его про­ек­ту дом куп­ца Моск­ви­на (про­спект Су­во­ро­ва, 25) с дву­мя ори­ги­наль­ны­ми ба­шен­ка­ми над тор­цо­вым фа­са­дом иг­ра­ет важ­ную роль в ан­сам­бле зда­ний, фор­ми­ру­ю­щих за­строй­ку Крас­ной пло­ща­ди. Раз­но­об­ра­зие пла­ни­ро­воч­ных и ком­по­зи­ци­он­ных при­е­мов это­го ма­сте­ра мож­но ви­деть и в дру­гих его по­строй­ках, воз­ве­ден­ных в 1906, 1908, 1910 го­дах. Это зда­ние, где раз­ме­ща­лись бю­ро и квар­ти­ры фир­мы „Ф. Сер­ге­ев и сын“ (Же­лез­но­до­рож­ная ули­ца, 4) пя­ти­этаж­ный ка­мен­ный дом (буль­вар Ку­ту­зо­ва, 10) быв­ший дом стро­и­тель­но­го ма­сте­ра Мес­си­не­на (буль­вар Ку­ту­зо­ва, 22)».
Но вер­нем­ся к зда­нию вок­за­ла в по­сел­ке Воз­рож­де­ние. В ле­вом кры­ле вок­за­ла, на пер­вом и вто­ром эта­жах рас­по­ло­же­ны две иден­тич­ные ка­фель­ные пе­чи, об­ли­цо­ван­ные из­раз­ца­ми так­же Рак­ко­ла­ни­ок­ско­го за­во­да. Все­го в зда­нии вок­за­ла во­семь со­хра­нив­ших­ся пе­чей: свое­об­раз­ный ан­самбль пе­чей Рак­ко­ла­ни­ок­ско­го ка­фель­но­го за­во­да, ко­то­рые, несо­мнен­но, пред­став­ля­ют со­бой огром­ную ис­то­ри­че­скую цен­ность.
Де­ре­вян­ные до­ма на Кре­пост­ной ули­це са­ми по се­бе яв­ля­ют­ся па­мят­ни­ка­ми ар­хи­тек­ту­ры. А по­сколь­ку по­стро­е­ны они в 1880-х гг., то и ка­ми­ны и пе­чи, со­хра­нив­ши­е­ся в них, мо­гут быть да­ти­ро­ва­ны эти­ми же го­да­ми. Бла­го­да­ря же на­ход­ке в по­сел­ке Се­вер­ном из­раз­цов, по­ме­чен­ных клей­мом гон­чар­но­го за­во­да «Вы­борг», по­яви­лась воз­мож­ность иден­ти­фи­ци­ро­вать и пе­чи в до­мах на Кре­пост­ной ули­це. Ан­дрей Ива­но­вич уве­ря­ет: дан­ные пе­чи яв­ля­ют­ся об­раз­ца­ми про­дук­ции гон­чар­но­го за­во­да «Вы­борг» в са­мые ран­ние го­ды его функ­ци­о­ни­ро­ва­ния. По сло­вам жи­те­лей, их де­ре­вян­ные до­ма под­ле­жат в бли­жай­шие го­ды рас­се­ле­нию с по­сле­ду­ю­щим сно­сом. В ре­зуль­та­те мо­гут быть утра­че­ны цен­ней­шие па­мят­ни­ки де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства и вы­борг­ской ху­до­же­ствен­ной про­мыш­лен-но­сти ред­чай­шие об­раз­цы про­дук­ции за­во­да «Вы­борг».
При­вле­ка­ет осо­бое вни­ма­ние и де­ре­вян­ное зда­ние на буль­ва­ре Ку­ту­зо­ва. Еще несколь­ко лет на­зад здесь рас­по­ла­га­лись кон­то­ры, но сей­час оно, по­хо­же, уже за­бро­ше­но… Ес­ли зда­ние сне­сут, вме­сте с ним мо­гут по­гиб­нуть и укра­ша­ю­щие его из­раз­цо­вые пе­чи. Сре­ди них мо­но­хром­ная из­раз­цо­вая печь с ре­льеф­ным де­ко­ром в сти­ле нео­ре­нес­сан­са. (Зна­чи­тель­но луч­ше со­хра­ни­лась ана­ло­гич­ная печь в быв­шей ре­зи­ден­ции вы­борг­ско­го гу­бер­на­то­ра.) Здесь же име­ют­ся еще пе­чи пер­вых го­дов вы­пус­ка Рак­ко­ла­ни­ок­ско­го гон­чар­но­го за­во­да.
Сто­ит от­ме­тить, что в Вы­бор­ге, в зда­нии быв­ше­го шта­ба кор­пу­са (ули­ца Се­вер­ный Вал, д. 11), со­хра­ни­лись по­чти в иде­аль­ном со­сто­я­нии две бе­лые из­раз­цо­вые ка­мин­ные пе­чи с бо­га­тым ре­льеф­ным де­ко­ром и рас­пис­ны­ми пан­но. Пан­но и ре­льеф рас­пи­са­ны ко­баль­том и со­лью ко­баль­та с тон­кой гра­да­ци­ей то­наль­ных со­от­но­ше­ний цве­та.
Нель­зя обой­ти вни­ма­ни­ем и быв­шее зда­ние фир­мы «В. Диппель» в Вы­бор­ге (его совре­мен­ный адрес: Крас­но­флот­ская ул., д. 1). Ав­тор про­ек­та — ар­хи­тек­тор Уно Уль­берг. По сви­де­тель­ству про­жи­ва­ю­щих в до­ме лю­дей, из­раз­цо­вые пе­чи рас­по­ла­га­лись на обо­их эта­жах, но в на­сто­я­щее вре­мя они со­хра­ни­лись толь­ко на верх­нем.
К сча­стью, уце­ле­ла печь и в зда­нии быв­ше­го Вы­борг­ско­го от­де­ле­ния бан­ка Фин­лян­дии по адре­су: про­спект Ле­ни­на, 2. Печь изу­мруд­но­го цве­та, об­ли­цо­ван­ная из­раз­ца­ми с бе­лы­ми во­дя­ны­ми ли­ли­я­ми, укра­ша­ет од­ну из ком­нат вто­ро­го эта­жа бан­ка.
Сле­дуя даль­ше по про­спек­ту Ле­ни­на, мы под­хо­дим к особ­ня­ку куп­ца Сер­ге­е­ва. Здесь так­же есть ста­рин­ные пе­чи. Уни­каль­ность их в том, что они пред­став­ля­ют со­бой са­мые ран­ние об­раз­цы про­дук­ции Рак­ко­ла­ни­ок­ско­го гон­чар­но­го за­во­да. Наи­бо­лее ве­ро­ят­ное вре­мя про­из­вод­ства печ­ных об­ли­цо­вок — на­ча­ло 1880-х гг. (вспом­ним, что за­вод был ос­но­ван в 1877 г., а особ­няк по­стро­ен в 1883 г.). По­доб­ных не до­ве­лось встре­тить по­ка ни в Санкт-Пе­тер­бур­ге, ни в Ка­ре­лии. Бо­лее то­го, нет их и в фон­дах Го­судар­ствен­но­го Эр­ми­та­жа, Го­судар­ствен­но­го му­зея ис­то­рии Санкт-Пе­тер­бур­га и Го­судар­ствен­но­го му­зея «Вы­борг­ский за­мок». По бо­гат­ству ре­льеф­но­го де­ко­ра, цве­то­вой гам­ме эти пе­чи яв­ля­ют­ся цен­ней­ши­ми па­мят­ни­ка­ми ху­до­же­ствен­ной про­мыш­лен­но­сти по­след­ней чет­вер­ти XIX ве­ка.
По Вы­бор­гу с Ан­дре­ем Ро­ден­ко­вым гу­ля­ла Юлия Полш­ко­ва. Ис­точ­ник: га­зе­та «Вы­борг» № 3 (16329) от 15 ян­ва­ря 2010 г.
Яндекс.Погода
Цитата недели
Сегодня именинники:
Наш подход — сочетание современных технологий и вековых традиций керамического мастерства.
Каталог работ 2016-17 ПАЛЛАДА

Приглашаем к сотрудничеству авторов очерков! Ваша статья будет размещена на нашем сайте с фотографиями и указанием авторства.

Присылайте Ваши материалы на е-mail
info@pallada-afina.ru

Положение о персональных данных работников ООО Паллада
Используя передовые технологии и качественные материалы, реставраторы воссоздают первоначальный вид исторического объекта, коорый может радовать глаз петербужцев и гостей города. Посмотреть все направления